Мифодраматический цикл
Девять миров скандинавской мифологии

по средам, в центре "Отражение"

Мы поставили себе целью исследовать скандинавские мифы не в затхлых библиотеках над всеми давно выученными книжками, а иным, более живым и непосредственным способом. Для этого мы приступили к постепенному игровому осмыслению мифов, циклу мифодрам. Мифодрама как метод позволяет не только вжиться в образ и ощутить что-то необычное или же наоборот, слишком знакомое в образе бога или богини, но и лучше понять, что же происходит в этом самом мифе. Точнее даже, какие "вечные истины" сообщает нам этот миф, или что именно трогает именно нас и наших современников в этом мифе. Кроме того, это конечно, способ "разбудить" какого-либо персонажа в себе, божественного или героического, это возможность разобраться и со своими "теневыми" чертами.

И в ближайшее время мы представляем цикл мифодрам "Девять миров скандинавской мифологии". Девять вечером по средам будут посвящены каждый - одному миру скандинавов. Будут проиграны свободные социодрамы в рамках этого мира. А затем - мы впервые делаем это - будет возможность поставить личную психодраму по тем темам или вопросам, которые возникли в процессе первой части. Таким образом мы узнаем миры скандинавской мифологии и в интерпсихической (внешней) и в интрапсихической (внутренней реальности). Мы предполагаем, что в содержимом психики каждого человека существуют сферы этих миров, и у каждого свой способ взаимодействия с ними, в том числе перемещения, путешествия между сферами - мирами. В дальнейшем мы перейдем именно к таким путешествиям…

7 июня - Мидгард, мир людей. (Актуальное здесь - и - сейчас.)
14 июня - Асгард, мир богов асов. (Правила и законы в нашей жизни.)
21 июня - Хель, мир мертвых. (Предки, родовые связи, наследство.)
28 июня - Нифльхель, мир льда.
5 июля - Муспельхейм, мир огня.
12 июля - Ётунхейм, мир великанов.
19 июля - Свартальхейм, мир черных альвов.
26 июля - Ванахейм, мир богов ванов.
2 августа - Альвхейм, мир светлых альвов.

Контакты: Галина Бедненко

Место: 2-я Фрунзенская ул. Д.7 под 5. Центр "Отражение".

Скандинавская мифология не ориентирована на разум и осознание. Ее верховный бог (и демиург) - Один, бог вдохновения. Потому неудивительно, что в ней есть прекрасные темы, связанные с поиском, вдохновением, муками и обретением плодов творческого опыта. В этой сфере скандинавская мифодрама более ресурсна чем греческая.

Божественный пантеон (относящийся к эпохе викингов), с которым мы работаем в скандинавской мифодраме, имеет уникальную структуру. Это не патриархатный семейный клан в форме иерархической пирамиды с непререкаемым авторитетом во главе и четким делегированием функций остальным ее элементам, а скорее военная дружина пребывающая в лагере со своим вождем, женами, детьми и взятыми заложниками. Задача скандинавских богов - выстоять перед лицом врага. Победить силой или хитростью, нападать или защищаться. Здесь практически нет (до поры до времени) внутриклановых конфликтов, вся экспансия и старания упорядочить мир больше относится к внешнему пространству за пределами своих границ. Выстраивание границ, умение защищать свои границы и решимость нарушить чужие и вернуться с пользой даже не для себя, а для всего сообщества это одна из ключевых тем скандинавской мифологии. Соответственно, есть четкое деление на своих и чужих, и внимание к различным группировкам внутри тех же своих, и к отдельным возможным союзникам среди чужих. Безусловно, эта мифология - продукт родового строя, вдобавок довольно своеобразного.

Несмотря на общий родовой и общинный фон, герои скандинавской мифодрамы меньше связаны социальными узами с другими. Их поступки более индивидуалистичны и оригинальны. (Соответственно, в мифодраме бывает больше свободы выбора и действия.) И вместе с тем, очень велика ответственность за действия. Вот эта решимость и принятие личной ответственности за поступок является очень характерной чертой скандинавского мифа. Здесь нет высокого начальника, который решит, прав ты или виноват (как в греческой мифологии), здесь все, что ты делаешь идет на пользу или во вред тебе или твоему клану. Потому и отвечаешь ты по результату своих действий.

Мифологическая система скандинавов не сфокусирована на одном народе или одной земле. Она охватывает весь мир, всю вселенную, состоящую из нескольких миров. При этом каждое действие божества, чудовища или человека может быть направлено на благо или на вред существованию этой системы, которую символизирует Мировое Дерево. Вот эта всеохватность и личная ответственность является яркой отличительной чертой и скандинавской мифодрамы. Это вполне созвучно современному восприятию мира эпохи глобализации и проблем этого этапа, экологических, социально-экономических, политических.

Одной из самых интересных тем скандинавской мифологии является наличие двух трикстеров: Одина - демиурга и трикстера и Локи - разрушителя мира и тоже трикстера. Иногда их представляют как светлый и темный лик фигуры трикстера (что не кажется нам правомерным). Но ощутить и понять различные сущности обоих можно именно в драме. Я склонна утверждать, что оба трикстерских образа и подхода могут быть ресурсом и новым источником силы для человека. (И тут следует заметить, что Один - не только трикстер… Он, демиург, включает в себя множество образов. Потому каждый новый Один это некое новое открытие.)

Интерпретационная база скандинавской мифодрамы практически не разработана. В качестве ролевых сценарных архетипов скандинавские божества подходят очень мало, или мало кому (в то время как греческие, как мы говорили, являются великолепными элементами своеобразного конструктора). Они в большей степени похожи на архетипы в юнговском смысле: силы бессознательного, которые могут нас побуждать воспринимать мир и действовать в нем тем или иным образом. И в мифодраме наконец воплощенные через индивидуальное восприятие и действие. Здесь мифодраматический опыт участников часто не столько является метафорой к событиям реальной жизни, сколько самостоятельным действом, этапом или частью индивидуального внутреннего мифа.

По впечатлениям и ощущениям участников скандинавской мифодрамы она более насыщена силой и мощью чем греческая. В ней меньше осознавания, но больше почти-телесных ощущений и эмоциональных впечатлений, интенсивнее энергетика. От себя я добавлю, что в ней чувствуется и больше воли. Она вся насыщена и пропитана некоей волей, стремлением к действию или просто бытию.

Вернуться на главную страницу