Галина Бедненко

Глава из книги "Открой в себе богиню: Образы греческих богинь - роли и сценарии поведения современной женщины" (СПб.: Невский Проспект. - 2003)

Сноски и примечания опущены

Геката - архетип и ролевой сценарий

Книгу можно купить

Миф о Гекате

Геката - греческое имя богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). В ранней греческой истории Геката была вполне добродетельной богиней, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню, и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила.

410
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе…
(Гесиод. Теогония, перевод В. В. Вересаева)

Так в древние времена Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, охраняла детей и юношей, даровала победу в состязаниях, в суде, на войне. Ее называли и Хтония ("Земная") и Урания ("Небесная"). Позже, с усилением культов Гермеса, Артемиды и Аполлона ее влияние падает, или скорее, изменяется. Атрибутами ее становятся ключ, плеть, кинжал и факел. (Детали смысла этих атрибутов нам неизвестны.)

Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно, относящихся к эпохе Гомера, а вовсе не составленных им, как можно подумать). Там она близка Деметре и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал особенно популярен у орфиков - античных мистиков. Для них она была дочерью андрогинного Создателя, посредником между своим отцом и всем тем, чему он был причиной, Силой, рождающей все сущее, и потому "матерью богов".

Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное", "посюстороннее и потустороннее". Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат. В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства.

Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящих на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках. Иногда полагают , что она обладала тремя обличьями - кобылы, собаки и льва. А также правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью и временем - прошлым, настоящим и будущим. Вероятно, ее тройственная природа была прежде всего связана с тремя состояниями Луны - растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей.

Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным огнем. Когда другие собаки видят Гекату, они начинают скулить и выть. Это признак того, что богиня рядом. Гекату сопровождали пьющие кровь демоны Керы.

Геката представлялась "оккультной сестрой" Артемиды. У них схожи характер и некоторые атрибуты. И та, и другая носятся по им одним ведомым путям и дорогам. Обе не имеют мужа, стесняющего их свободу. И ту, и другую сопровождают собаки. Обе покровительствуют попавшим в беду женщинам. Артемида, Геката и богиня луны Селена представляли "лунную триаду" Гекаты.

Геката была также тесно связана с двумя другими богинями - Деметрой, богиней плодородия, и ее дочерью Персефоной (Корой) - богиней Подземного царства. Геката выступала помощницей обеих в ночных делах. В самом известном сюжете Геката помогает Деметре отыскать ее похищенную дочь Персефону. Одна единственная, она приходит на помощь несчастной богине. Они втроем составляют "земную" триаду богини.

Ролевая модель

Посредница

Главная роль женщины - Гекаты - быть посредницей. Она может общаться с самыми разными людьми, представителями разных социальных слоев и мировоззрений. Другие люди, которых она связывает между собой, или наоборот, с которыми общается отчетливо раздельно, могут вовсе не пересекаться в своей обычной жизни, словно представители разных планет или галактик. Они могут быть и "классовыми врагами" друг другу (слесарь - сборщик и модель легкого поведения), и социальными конкурентами (психолог и гадалка). А женщина - Геката везде чувствует себя немного своей, не "своей в доску", скорее чужой, но все же имеющей доступ в самые разные места и к самым разным людям. Ей удается входить если не в любые, то во многие двери, причем самым удивительным образом.

Она даже может сделать эту способность частью своей работы, например, став свахой, колдуньей, врачом нетрадиционной медицины, психотерапевтом. Или развить эту способность на такой работе. Правда, это не относится ко всем женщинам, чья профессия заставляет их общаться с огромным количеством людей. Для ощущения в себе принципа Гекаты необходимо некоторое непостоянство, постоянное движение и возможность быстро менять правила.

Собирательница историй

Женщина - Геката часто знает много всяких историй и умеет их рассказывать. Это могут быть реальные, но необыкновенные события, участницей или свидетельницей которых она была, а иногда легенды или даже сказки. Ее обычно увлекает канва сюжета или событий, вне зависимости от их достоверности. Она умеет видеть эту главную нить, вокруг которой все происходит. Также она может видеть и то, к чему приведут те или иные поступки в жизни человека. Она знает, что такое выбор и к чему он ведет. Не зря статуи Гекаты ставились на перекрестках трех дорог. "Пойдешь направо - коня потеряешь, пойдешь прямо - жену найдешь, пойдешь налево - жизни лишишься" - русский сказочный аналог изображений греческой Гекаты.

Женщинам - Гекатам свойственны цепкий взгляд, наблюдательность, умение подмечать психологические нюансы, развитая интуиция и способность к анализу. Они, как правило, талантливые рассказчицы, и часто становятся профессиональными авторами. Здесь легко вспомнить некоторых современных писательниц: Клариссу Пинколу Эстес, написавшую книгу о женщинах "бегающих с волками" и автора книг в стиле "фэнтэзи" Далию Трускиновскую. Их книгам присущи плавная переливающаяся речь (читаешь - как будто слышишь!), поэтичность и вместе с тем яркая достоверность. Одна история сменяется другой и во всем этом чувствуется правда жизни.

Целительница

К богине Гекате обращались, когда исцеление болезни под воздействием ритуалов других богов не происходило. Обычно это касалось того или иного рода безумия. Считалось, что боги насылают болезни на людей и они же способны излечить человека, если тот правильно их ублажит. Позднее колдуньи, которые ассоциировались со служительницами Гекаты, могли как наслать порчу, так и излечить от нее. Примечательно, что растением Гекаты считался аконит - крайне ядовитый цветок.

Современной женщине - Гекате не обязательно играть роль колдуньи - целительницы, хотя встречаются и такие дамы. Она может стать тем же врачом - гомеопатом , фитотерапевтом, или даже медицинским астрологом. При этом для того, чтобы воплощать в себе элемент Гекаты требуется умение сочетать различные специализации.

Шутница и "матершинница"

Женщины - Гекаты любят пошутить. Обычно это специфический женский юмор. В греческой мифологии персонажем, отражающим эту сторону женской природы, является нянька Баубо, старая женщина, сумевшая непристойными шутками развеселить горюющую по своей похищенной дочери Деметру. Юмор Гекаты - а она была и покровительницей деторождений - часто касается сексуальной сферы. Так со знанием дела и некоторой отстраненностью наблюдателя шутят только женщины - Гекаты. Вспомним известный частушечный диалог:

Ох, теща моя,
дай опохмелиться, -
твоя дочка подо мной
плохо шевелится.

Ох, зять, ты мой зять,
что-то мне не верится,
под хорошим мужиком
и доска шевелится.

Женщины - Гекаты умеют не только шутить, они могут и, что называется, "припечатать". Фраза, прозвище или оценка, данная ими какому-то человеку, может быть настолько же неприличной, насколько и точной. И будет передаваться из уст в уста. Вспомним, как славившаяся своими высказываниями Фаина Раневская дала прозвище известному режиссеру - "перпетуум кобеле". В этом вся точность и лаконичность оценок женщины - Гекаты.

Сплетница

Намеки и полунамеки, движения бровями "ну, ты понимаешь, о чем я" - все это язык женщины - Гекаты. Если разговаривающие женщины неожиданно замолкают, когда кто-то входит или проходит мимо, и провожают его подозрительными и недовольными взглядами - при этом разговоре незримо присутствует эта богиня. Элемент Гекаты в женщине активизируется сам собой при передаче сплетен, различных сведений и просто "чесания языком", точнее "перемывании косточек" друзьям и знакомым.

Женщины - Гекаты обычно хорошо знают, что происходит вокруг, среди ближайшего, да и далекого окружения. Например, они могут точно сказать, когда сделала последнюю операцию по восстановлению девственности дочь жены двоюродного брата их знакомой и как радуется ее сорокапятилетний жених, которому она "в двадцать два года девочкой досталась". Они не всегда собирают информацию целенаправленно, но однажды услышав, все запомнят и при случае используют. Или просто ненароком "передадут дальше". "Перемывание косточек" может и вовсе стать их излюбленным "видом отдыха". Они выяснят, что с кем произошло, изложат свои версии истинного хода событий и их причин, скорее осудят, чем похвалят участников и выскажут свои прогнозы на будущее. В таком приятном занятии и время летит незаметно.

Неписаные правила

Ярко выраженные женщины - Гекаты знают множество неписаных правил человеческой судьбы и своей профессиональной специализации. От простейших примет "в мае жениться - всю жизнь маяться" до указаний "через ноги юбку надевать нельзя - трудные роды будут". Большинство подобных женских правил связано либо с деторождением и детьми, либо со смертью: "Беременной женщине нельзя смотреть на пожар - у ребенка родимое пятно появится", "Нельзя переступать через ребенка - он расти не будет", "Нельзя хлеб класть вверх тормашками - умрешь кверху задом". Есть и профессиональные приметы, например врачей "скорой помощи": "Если во время автокатастрофы с человека слетела обувь - его жизнь в опасности", деревенских колдуний: "Привороженный долго не живет". Обычно они строго соблюдают эти запреты и правила. Например, воровка, пользующаяся внушением и наведением транса на своих жертв (вспомним тут поговорку "вор и ведьма - одна масть"), выносит из дома все ценное, но не берет золотые кресты и другие предметы религиозного культа. Правила используются и в профессиональной деятельности колдуний и могут непосредственно касаться их отношений с клиентами. Лучший пример - обычай брать за услугу "подарок" или "плату на совесть". Таким образом оплата хоть и не оговаривается прямо, но ее ценность оказывается подчиненной желанию клиента получить желаемое, а с самой мастерицы снимается подозрение в корыстолюбии.

Иногда такие правила используются старыми женщинами для подчинения своих родственников. Например, чтобы утихомирить детей бабка может кричать: "Смеетесь слишком много, смотрите - плакать будете", наводя этим ужас на маленьких и подавляя волю более старших. Стоит ли говорить, что это не лучший образ поведения женщины - Гекаты?

Карательница

Богиня Геката была покровительницей обиженных, униженных и оскорбленных женщин патриархального античного общества. Это Ужасная и всемогущая Мать, которая накажет обидчиков, нашлет на них безумие, несчастья или еще что-нибудь. Достаточно лишь провести некий колдовской обряд…

В современной жизни реализовавшая себя женщина - Геката способна крепко "насолить" обидчику. При этом она охотно помогает другой женщине. Наиболее яркой и впечатляющей, по крайней мере по услышанным историям, по-прежнему оказывается колдовская месть. Можно это назвать женским фольклором, хотя рассказчицы обычно ссылаются на лично знакомых непосредственных участников событий. Возможно, это современная таинственная быль, своеобразная "изнанка" жизни. Показательна история о невесте - полковничьей дочери, которая перед свадьбой посмеялась над бывшей подружкой своего жениха, которую он бросил беременной. Невесту парализовало, когда она примеряла фату (но беременная вскоре и сама умерла). Или рассказ о трех мужчинах, которые вызвали на дом, "к больной собачке", девушку - ветеринара и изнасиловали ее, а она потом покончила с собой. И обряд со свиными тестикулами, который провела подруга умершей. Не будем описывать, что случилось потом с этими мужчинами…

Подобные истории все также связывают мужчин, женщин, деторождение, судьбу и смерть.

Преодоление страстей

Богиня Геката играла роль в религиозных мистериях. Она помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти, укрощала страсти. В известном гимне Прокла Диадоха Гекате и Янусу говорится:

5
…Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
10
Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много…
(Перевод О.В. Смыки)

Страсти, которыми наделяет и от которых способна избавить Геката - это неутоленные желания, ярость, гнев, месть, сильные и глубокие переживания. Но она же дает способность их констатировать и отстраниться. Достаточно легко отличить их от переживаний Персефоны, которой свойственны какая-то печаль, тоска, грусть, ощущение нависшей угрозы, переживания жертвы и мысли о смерти.

Женщины, в которых силен элемент Гекаты, со временем становятся отстраненными от земной суеты. Они уже прямо ни во что не вмешиваются, не "тянут одеяло на себя", не ввязываются в конфликты. Это скорее мудрые пожилые женщины, готовые помочь советом и указать путь. Но и в более молодом возрасте женщина, разбудившая в себе Гекату, способна вдруг остановиться и посмотреть на ситуацию со стороны (или сверху). Активизация в себе принципа Гекаты помогает пройти через мир всепоглощающих и разрушающих страстей как горячий нож сквозь масло.

Путешественница и Путеводительница

В прошлом путешествие было способом оказаться "по ту сторону", уйти в никуда. Богиня Геката была Путеводительницей на ночных дорогах. В наше время женщина - Геката может быть духовным проводником для людей, заблудившихся в сумерках своей души. Она и сама способна постигать совпадения и закономерности своей собственной судьбы, осознанно выбирать тот или иной путь.

Иногда путешествия женщины - Гекаты оказываются вполне реальными . Магия часто бывает связана или с дорогой, или с пришлыми "чужаками". За ночлег и еду некоторые женщины до сих пор платят гаданием, исцелением ребенка или советом.

Этапы жизни и окружение

Родители

Богиня Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Ее мать была родной сестрой Лето - матери Аполлона и Артемиды. После рождения дочери Астерия подверглась сексуальным преследованиям Зевса, как и ее сестра. Но Лето уступила громовержцу, а Астерия приняла образ перепелки, лишь бы избавиться от грозного совратителя. Когда она в образе птицы пересекла море, мстительный Зевс превратил ее в скалу, которая по просьбе все той же Лето стала островом . Так умерла мать богини Гекаты.

В реальной жизни становлению девочки - Гекаты способствует раннее сиротство, особенно лишение матери. Вообще слишком тяжелые события для ребенка, смерть близких людей. Также часто родители могут отвергать свою дочь, осознанно или неосознанно подвергать ее опасности, желать ей смерти, прямо пытаться избавиться от ребенка. Дочь может стать "незримой" в родительском (или "бабушкином", или "мачехином") доме, где ей не рады.

Детство

В силу понятных причин, в детстве девочки - Гекаты похожи на Персефон, заточенных в Подземном мире или уже побывавших там. Детство становится временем освоения девочкой "подземного мира" - своих фантазий, Иного мира, куда она уходит, когда в реальном мире ей не остается места. Она может в состоянии полудремы оказываться там, где встречает своих умерших близких, или покойную мать. У нее бывают полу-сны, полу-видения - она сама может не знать, было это наяву или во сне. В зеркалах в темноте мерещатся люди и животные, а некоторые оттуда выходят. Девочка не будет об этом никому рассказывать, это не сочтут достойным внимания, скорее всего отругают и накажут.

Впрочем, такие способности ребенка могут быть и специально отмечены взрослыми. В суеверной среде девочка может стать источником пристального и нездорового внимания. К ней могут начать прислушиваться как к оракулу (и если это оказывается лучшим способом получить внимание и ласку - она будет стараться сделать все, чтобы угодить). А могут обвинить едва ли не в "колдовских преступлениях".

Если девочка с очень раннего возраста растет в доме мачехи или опекунов, то родные дети могут иметь значительное преимущество перед ней. И тем не менее, они будут ревновать и стараться "напакостить" ей, например, "нашкодничав" и обвинив ее перед своими родителями. Или напрямую требуя внимания к себе, а не к ней. В таких условиях девочка чувствует себя совершенно "неродной", вечно обязанной тем, кто принял ее их милости. Она может быть "предана" своим отцом или другими кровными родственниками, которые не принимают во внимание то, как с ней обращаются в этом доме. Все соседи и друзья семьи, конечно же, знают, что девочка - приемная, и всегда смотрят особенным внимательным взглядом, как будто каждый раз выискивая признаки этой "чужеродности".

В дошкольном возрасте девочка - Геката обычно бывает пассивной, спокойной и отстраненной. Ее легко "забивают" и подчиняют себе более активные дети. Воспитательницы в детских садах и санаториях могут легко допускать произвол по отношению к ней: подстричь коротко ее длинные волосы, или заставить ее вечером стирать трусы всей группы. И она покорно подчиняется, считая, что это все в порядке вещей. Лишь в школьном возрасте у девочки - Гекаты появляется возможность проявить себя на новом поприще - в учебе и общественной активности, в которых важны будут ее личные умения и заслуги.

Юность и молодость

В подростковом возрасте девушка - Геката учится быть женственной и соблазнительной. Вряд ли она последует примеру отвергающей ее матери или мачехи и сводных сестер. Она будет учиться "у улицы" или у своих приятельниц. В этом возрасте она еще может оставаться на вторых ролях, "наперсницей главной героини", первой красавицы класса. Но рано или поздно сама заведет роман. Это время проявления в себе качеств других богинь. Маловероятно пробуждение тут Геры - это слишком разные роли и сценарии. Ничего нового не будет в становлении ее как Персефоны - тут как раз роли достаточно похожи, но у Персефоны - Жертвы и даже Царицы Подземного мира возможностей меньше, чем у Гекаты. А вот близкая по духу Артемида даст способность испробовать и испытать многое, раньше закрытое и неизведанное для Гекаты. Она может пускаться в различные приключения, не столько любовные, сколько в общем и целом рискованные. Знакомиться и общаться с самыми разными людьми, пробовать различные формы поведения и принимать разные роли. Она это делает не для того, чтобы понравиться себе и окружающим, как Афродита, а чтобы испытать много нового.

Естественно, как всякая другая девушка ее возраста, она может легко влюбиться, завести роман и забеременеть. Если мы представим счастливый случай (любимый муж, семья, ребенок), то предположим, что тогда в женщине - Гекате начнут развиваться чудесные аспекты Афродиты, Геры и Деметры. И тогда Геката в ней будет проявляться лишь в критических ситуациях. Тем не менее, такие сказки случаются редко, и более вероятно, что женщина - Геката вновь столкнется с обманутыми надеждами и вероломством близкого человека. Молодая девушка редко бывает настолько опытна, чтобы распознать в любимом мужчине ростки будущей (или настоящей) "лжи и предательства". Это случается со многими женщинами, но для Гекаты это очередное подтверждение ее "непринятия" в этом мире. Впрочем, она достаточно сильна, чтобы это пережить и с этим справиться.

Конечно, это период, когда девушка - Геката ощущает в себе достаточно сил и любопытства, чтобы заняться гаданиями и прочими оккультными опытами. Если она преодолеет свой страх, то у нее что-нибудь получится. Почти все женщины - Гекаты, занимающиеся ворожбой по жизни, в этом возрасте пробовали кого-нибудь приворожить. Обычно это приводит к досадным неприятностям, и с тех пор они зарекаются этим заниматься. Хотя некоторые "подсаживаются" на привороты как на непременное условие своих отношений с мужчинами. Ничем хорошим это, конечно, для них не заканчивается. А вот женщина - Геката, достаточно развившая в себе элемент Афины или Артемиды, и потому склонная к исследованиям, новому опыту и испытывая потребность в общественном признании, может стать грамотной оккультисткой и писательницей.

Работа

Настоящая работа женщины - Гекаты зачастую оказывается вовсе не тем, что записано у нее в трудовой книжке, и обычно мало связана с полученным ею образованием. Конечно, это касается в основном таких нестандартных профессий как колдунья или сваха. Женщины, выбравшие узаконенные ныне специализации, например психотерапевта или гомеопата, обычно имеют соответствующий диплом и образование. Впрочем, у женщины - Гекаты может быть вообще несколько дипломов, множество сертификатов дополнительного образования, званий как вполне серьезных (вроде традиционного кандидата наук), так и самых причудливых (например, "академика энергоиформационных наук").

Для того чтобы закрепиться на одном рабочем месте, женщине - Гекате требуется приложить усилия. Как мы помним, греческая Геката была невидимой богиней ночных дорог. Так и женщину - Гекату может "мотать" от одного занятия к другому, она может совмещать сразу несколько профессий. И при том, что она будет в общем и целом делать много всего, она все равно останется незаметной. Чтобы стать признанным специалистом и успешно "вспахивать свою ниву", ей необходимо развивать в себе Афину или Артемиду.

Отношения с женщинами

У женщины - Гекаты обычно прекрасные отношения с другими женщинами. Она помогает и поддерживает Деметру и Персефону, внутренне понимает и хорошо ладит с Артемидой. У нее много общего с женщиной - Афиной. Обе склонны давать оценку событиям и стратегически действовать, каждая в своей сфере. Только Афина предпочитает мужчин - Героев, а Геката помогает женщинам - Жертвам. С Афродитой Гекате делить нечего. Любовные страсти она созерцает несколько издалека, хотя, безусловно, несравненно лучше осведомлена о взаимоотношениях мужчин и женщин, чем та же Гестия. С Гестией ее роднит анонимность и некая скрытая жизнь, а также стремление к духовному опыту. Хотя по так называемым "оккультным услугам" в газетах может создаться впечатление, что женщины - Гекаты много сотрудничают с женщинами - Герами ("верну мужа, оплата по факту"), это все же не так. Хотя даже богиня всегда была готова помочь влюбленной женщине и тем более женщине, брошенной мужчиной. Вспомним, как Геката помогла волшебнице Медее добиться любви Ясона . И все же в жизни у них мало общего. Геката никогда не видела смысла всей своей жизни в муже, да и вообще в мужчинах.

Очередным событием, связывающим женщину - Гекату с "иным миром" может стать смерть близкой подруги или сестры. Она тяжело это переживает, хотя почти никогда не "клянет судьбу", зная, возможно, что такое происходит в ее жизни слишком часто. С другими женщинами - Гекатами она поддерживает ровные, уважительные и предельно корректные отношения. Обычно им делить нечего (если не вступают в спор элементы других богинь). Но близкими подругами они тоже могут быть, если в их отношения включатся другие богини. Иначе им будет "тесно в одной берлоге".

Отношения с мужчинами

Главная особенность отношений женщины - Гекаты с мужчинами в том, что они не имеют для нее большого значения. Если, конечно, в ней не говорит еще какая-нибудь богиня. И все же есть некоторые сценарные особенности таких отношений.

Хитрец и насмешник

Жрицей Гекаты считалась греческая волшебница Цирцея (Кирка). По преданиям она превращала попавших на ее остров мужчин в разных животных. Одиссей, с помощью бога Гермеса, сумел противостоять ее чарам, соблазнить волшебницу и прожить с ней три года. В этом сценарии мы видим служительницу Гекаты, у которой могли сложиться отношения лишь с мужчиной-трикстером (хитрецом, склонным к авантюрам). Зачастую так случается и в жизни. Лишь такой мужчина не боится подойти ближе к женщине - Гекате. Он вообще не обращает большого внимания на ее "странности".

Такой мужчина и в зрелом возрасте остающийся "вечным подростком", любителем пошутить и "поприкалываться", безусловно, не лучший партнер для женщины - Гекаты. А вот зрелый мужчина этого же типа (подобный зрелому, бородатому Гермесу ) способен разделить с Гекатой ее путешествия. Такой партнер уже не боится принимать на себя обязательства, не стремится "урвать маленько любви", но все так же любит постигать в своей жизни новое и интересное. Его больше интересует дневной, реальный мир, нежели ночные иллюзии и фантазии женщины - Гекаты. И тем не менее, он не боится ее Ночи. Такие мужчина и женщина могут составить крепкую пару.

"Негодяйский соблазнитель"

Встречаются мужчины, которых привлекают все существа, которые хоть иногда носят юбки. Они больше думают о количестве, чем о качестве. Не зря их называют "сексоголиками" (по аналогии с алкоголиками). Они неспособны пропустить свободную женщину так же, как пьющие мужчины не откажутся от даровой бутылки. Им в общем и целом несложно соблазнить женщину. Иногда им попадаются и женщины - Гекаты. Если мужчина разбудит в женщине Деметру, Персефону или Геру, а потом бросит ее, ему может крепко не поздоровиться. Так или иначе женщина - Геката постарается отплатить и этому "негодяю", и миру в целом за очередное ее непринятие. (Вспомним Медею, тоже любимицу Гекаты, которая отправила на тот свет и вероломного мужа, и его новую жену, и своих детей от этого мужа.) Если же в ней достаточно разбужена Афродита, она отнесется к роману как к приятному и ни к чему не обязывающему развлечению (а тут на память приходит гоголевская соблазнительница, украинская ведьма - Солоха). С такой женщиной можно переспать, но "завоевать" ее никому не удастся (пока она не ощутит в себе других, более уязвимых богинь). Как всякая Геката она "себе на уме" и следует своим, ей одной понятным курсом.

"Повелитель душ"

Женщины - Гекаты оказываются естественным образом связанными с мрачными, замкнутыми мужчинами, обитающими в своем скрытом мире. Это обычно социально неуспешные или незаметные мужчины "с тонкой душевной организацией", внешне закрытые и холодные эмоционально, иногда расслабляющиеся в очень индивидуальном творчестве или просто тяжелом запое. Они практически не покидают свой призрачный мир фантазии и меланхолии, но временами ощущают свое тайное всемогущество. ("Я не буду смотреть тебе в глаза. У меня такой властный взгляд, что окружающие сразу мне подчиняются. Ты заметила?.. Я не хотел тебя смущать…") Они могут также быть увлечены разными "тайнами этого мира" и потому их интересы с женщинами - Гекатами будут общими. Реальный социальный неудачник (например, колдун - алкоголик) может вызывать у женщины - Гекаты в чем-то материнские чувства, и она будет тогда играть при нем роль мамочки - Деметры, заботясь о том, чтобы он хорошо покушал, выспался, сходил к врачу и тому подобное. Она будет видеть его "отверженным в этом мире" и потому "своим", родным. Только отстраненный взгляд на положение вещей даст ей адекватную картину такой ситуации.

Дети

Мифология приписывает богине Гекате множество детей и ни одного мужа или любовника. Действительно, для женщины - Гекаты дети оказываются более важной составляющей жизни, нежели мужчины. Они дают ей связь с Деметрой, Матерью Землей, укоренение в этом, земном мире . Она становится, подобно богине - "Хтонией" ("Земной"). В одном мифе богиня Геката превращается в медведя или дикого кабана и случайно убивает своего собственного сына, затем оживляет его. Сложно сказать насколько это характерно для каждой женщины - Гекаты и ее детей. Все зависит от того, насколько силен в ней именно этот аспект Гекаты как Ужасной и Всемогущей Матери (а не Всеблагой Деметры), способной уничтожить - например, полностью подавить волю, задавить выражение чувств или наоборот, разрушить эмоционально своим гневом - своих детей. Некоторые городские целительницы поступают, мягко говоря, своеобразно, пытаясь растить своих детей "правильным древним способом". Например, ежеутренне медленно обливают ребенка холодной водой, произнося при этом тот или иной "заговор на здоровье", или обвязывают его кучей красных ниточек "от сглаза". Отношения женщины - Гекаты со взрослыми детьми и даже с их супругами могут просто строиться по принципу: "Можешь быть сколь угодно самостоятельным, только делай, что тебе говорят".

Средние годы

Сорок - пятьдесят лет - это истинное время расцвета женщины - Гекаты. Многие именно в этом возрасте осознают себя Гекатой, перепробовав роли и сценарии других богинь. Карьера уже состоялась (или не состоялась), дети подросли, мужчины не так волнуют, как раньше. Приходит время (а иногда и обстоятельства) заняться чем-то новым. Часто эти женщины получают какое-нибудь диковинное по обычным меркам образование, осваивают новую профессию, меняют обычное времяпрепровождение, находят новый круг общения, особенно "подружек". Женщина, обнаружившая в себе Гекату в этом возрасте, знает, чего хочет. Но она в состоянии удерживать несколько текущих целей и направлений своей жизни сразу: больную маму, свадьбу дочери, обучение целительским практикам, посадку картошки, светское мероприятие, астрологический семинар, прививку кошке и собаке, ближайшую конференцию по танцедвигательной терапии, отдых в санатории.

Старость

В старости женщины - Гекаты могут быть весьма колоритными дамами. Они могут характерно ругаться. Их высказывания цитируют, бережно собирают и пересказывают. Это старушки, которые входя в общественный транспорт и окинув пассажиров цепким взором, точно знают, на чье место с удовольствием усядутся. В былые времена они хватали на улицах детей с пионерскими галстуками, и торжественно вручали им тяжелые кошелки, чтобы те дотащили их им до дома. Они могут быть настоящими "матриархами", сосредоточив немыслимую власть над остальными родственниками и твердой рукой управляя своими домочадцами. На закате своей жизни они не собираются отказываться от всего того, чего достигли.

© Бедненко Г.Б., 2003
"Невский Проспект", 2003


Вернуться в "Магию" | Вернуться на главную страницу