Галина Бедненко

Мифодрама "Жертвоприношение Одина"

Опубликовано в книге "Школа рун" (Центрполиграф, 2006)

Тема драмы

Из "Старшей Эдды" мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе - ясене Иггдрасиль девять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и протыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами.

Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме

В Младшей Эдде сказано, что "В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир ("полинявший от непогоды"). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом…" И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу).

В этой драме мы используем приготовленный атрибут - веревочку с узлами, которую уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Дерева скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.

Сценарий и персонажи

Сцена 1

Территория: Асгард, мост Биврест, Мидгард, Центр Мира.

Асгард - город богов. Мост Биврест - радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард - мир людей, срединный место, где совершаются ритуалы.

Дверь - место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно.

Персонажи: Один

Второстепенные персонажи 1-й сцены: Фригг, ворон Хугин (Мысль), ворон Мунин (Память). Боги и богини, животные спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор.

Сюжет свободный.

Сцена "за шаг до" начала известного действа. Сюжет произвольный: мы не знаем, как и почему Одину пришло в голову найти руны и сделать это именно таким способом. Поэтому каждый раз будет разворачиваться новая история. Когда Один решается уйти к Центру Мира, он переходит через Мост Биврест.

Сцена 2

Территория: Центр Мира, Ясень Иггдрасиль.

Центр Мира - место, где растет Ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.

Персонажи: Один

Второстепенные персонажи 2-й сцены: Орел, сокол Полинявший от дождя, Змей Нидхегг, змеи, Белка Рататоск, Олени, Коза Хейдрунн.

Сюжет в целом свободный.

Обитатели Древа занимают свои места на Древе. Через некоторое время (когда Один будет готов, он войдет, например, через дверь). Что происходит дальше, мы точно не знаем. Сюжет произвольный. Один встает на стул ("вешается на Древе"). Вокруг него действуют персонажи Древа. Сцена заканчивается, когда Один сходит со стула и ложится на пол (на подстилку).

Сцена 3

Территория: Центр Мира, Ясень Иггдрасиль.

Центр Мира - место, где растет Ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.

Персонажи: Один

Второстепенные персонажи 3-й сцены: Руны на выбор.

Сюжет в целом свободный.

Один лежит навзничь. Обитатели Древа отходят или снимают свои роли. Вокруг Одина появляются Руны. Каждая воплощает какой-то свой принцип. Они не могут обращаться непосредственно к Одину. Он может к ним обращаться, они пытаются как-то донести до него свое значение, но прямо говорят о нем только тогда, когда он уже почти догадался. Таким образом Один "находит и собирает" руны. Когда взаимодействие с рунами заканчивается, директор дает ему мешочек с рунами.

Сцена 4

Территория: Центр Мира, Ясень Иггдрасиль.

Центр Мира - место, где растет Ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.

Персонажи: Один

Второстепенные персонажи 4-й сцены: обитатели Древа, те же, что и во 2-й сцене.

Сюжет в целом свободный.

Один с уже имеющимся мешочком с рунами общается с персонажами Древа.

Сцена 5

Территория: Асгард, мост Биврест, Мидгард.

Асгард - город богов. Мост Биврест - радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард - мир людей, срединный место, где происходят ритуалы.

Дверь - место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно.

Персонажи: Один

Второстепенные персонажи 5-й сцены: Боги и богини, животные - спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор.

Сюжет в целом свободный.

Один возвращается в Асгард. Общается с остальными персонажами.

Атрибуты персонажей: любые предметы идентификации. Молот Тора, яблоки Идунн, шляпа и плащ Одина, длинные шарфы для драпировки женщин и т.п. Руны - как деревянные плашки с нарисованными символами. Веревочный "Ясень Иггдрасиль" для разметки пространства 2-й-4-й сцен.

Пример. Ход драмы 31.10.2004

Сцена 1.

Персонажи: Один, Слейпнир, Браги, Идунн, Вёлунд, Фрейя, кошка Фрейи.

Один вначале ходит и говорит о том, что ему чего-то не хватает в мире, но чего именно - непонятно. Затем обустраивает Асгард, заводит своего коня Слейпнира в стойло. Приходит Вёлунд и предлагает сбрую для Слейпнира. Один ее берет, обещает заплатить, но не платит. Один в раздумьях: он говорит о судьбе Имира, расчлененного им самим, и о том, что он сам подобен Имиру. Он говорит вслух сам с собой.

Тем временем Фрейя с Кошкой приходят в гости к Браги с Идунн. Они оживленно беседуют. Вёлунд сидит у себя в убежище.

Браги, Фрейя и Кошка направляются к Одину. Браги говорит, что он может сочинять прекрасные песни, но не может оставить их тем, кто их не слышал. Один и Браги говорят о том, что боги пока не умеют "оставлять следы". Животные умеют оставлять следы, люди - умеют, но чаще плохие (убийства), а хороших - пока нет. Браги просит Одина найти что-то, что им поможет, Один соглашается. Браги, Фрейя и Кошка уходят. Идунн не участвовала в делегации, она сидела дома и перебирала яблочки.

К Одину приходит Вёлунд и предлагает подковать его коня перед дорогой. Один соглашается, и Вёлунд подковывает коня.

Сцена 2.

Персонажи: Один, дракон Нидхёгг, белка Рататоск, Коза Хейдрун, Олень, Орел, Ястреб Полинявший от дождя.

Один подходит к Мировому Древу. И начинает задавать вопросы всем обитателям Древа о том, кто они, что делают и зачем. Дракон говорит, что грызет дерево, чтобы свалить его и поговорить с Орлом без посредников и что он в любом случае будет его грызть, потому что так должно быть. Белка старается не бегать мимо Одина, а замирает в кроне. Коза говорит о том, как важно то, что она дает молоко. Олень говорит, что он просто ест листву и ходит по дереву и это дерево развлекает. Олень и Коза иногда переругиваются между собой из-за места и листвы. Орел и ястреб говорят о своей огромной значимости. Один разговаривает с ними о том, как богам найти способ оставлять следы. В результате Белка передает вопрос Змея о том, как люди и боги находят мудрость, а Орел советует просто попробовать, начать действовать. Тогда Один приносит себя в жертву.

Сцена 3.

Персонажи: Один и руны : Иваз (критическая ситуация и выход из нее), Гебо (взаимоотношения), Ансуз (речь, передача знания), Эваз (правильный ритм, характер действия), Лагуз (течение, тенденция, то, что ведет), Кано (огонь рождения мира, сотворения и гибели в конце концов).

Один лежит на земле у ствола дерева (в центре зала стоит колонна). К нему подходит руна Иваз и бросает свою плашку на грудь Одину. Один поднимается и начинает говорить с руной, выясняет ее значение. Один говорит по очереди с каждой руной (в том порядке, в котором они указаны как персонажи). Когда он получил знание всех (присутствующих) рун, то сцена закончилась. Директор отдал Одину мешочек со всеми рунами.

Сцена 4.

Персонажи: Один, дракон Нидхёгг, белка Рататоск, Коза Хейдрун, Олень, Орел, Ястреб Полинявший от дождя.

Один коротко переговаривает с обитателями Древа и уходит.

Сцена 5.

Персонажи: Один, Слейпнир, Браги, Идунн, Вёлунд, Фрейя, кошка Фрейи.

Один на Слейпнире въезжает в Асгард. К нему приходят Браги, Фрейя и Кошка. Идунн остается дома. Один предлагает богам тянуть руны из мешочка. Вытягиваются руны Дагаз (неожиданное событие, прорыв), Вуньо (удача), Кано (огонь рождения мира, сотворения, распространение чего-либо) , Совелу (солнечный цикл, правильный ход вещей). Две первые руны вытягивает Браги, две последние - Фрейя. Один трактует их так: "Произошло некое внезапное событие, которое принесет удачу и будет продолжено, и все вновь вернется к началу этого цикла", - т.е. как удачное предзнаменование для богов и людей.

Впечатления участников из роли:

Конь Слейпнир

"Радостное нерассуждающее существо. Никаких чувств, кроме радости поскакать. Сначала - ожидание. Потом, когда Один возвращался, - радость застоявшегося коня, на которого снова сел хозяин".

Браги

"Сцена 1. Буря мыслей, идей, рифм, песня внутри. И нехватка чего-то для осуществления всех этих замыслов. Хорошо от того, что рядом женщины и проявляют ко мне интерес. Фактически, Фрейя, вдохновив и обронив фразу, что поэзия кончается с последним произнесенным словом, сделала необходимым поход к Одину. У Браги не было ни средств, ни даже идеи о средстве и о том, что бы могло увековечить слово и позволить разобраться во всем хаосе мыслей.

Сцена 5. В ожидании Одина все мысли, рифмы и идеи превратились в пустые мечты, неразбираемый хаос грез. Один пришел и стал показывать свои странные "следы". Вначале было непонятно. Но рождалось ощущение объединения всех присутствующих, зарождения и реализации чего-то грандиозного, ощущение "причастия", "со-участия". Благодаря присутствию Фрейи - магического, Одина - мудрого, меня - прекрасного. Внутреннее ощущение подъема, вдохновения, "взрыва".

Фрейя

"Сцена 1. Поначалу не было никакого замысла, просто захотелось чем-нибудь себя развлечь, и я поехала в гости к Браги и Идунн. Там, слово за слово, возникла идея сохранения стихов, которую Браги сумел оформить и более понятно изложить Одину. Было полное ощущение правильности происходящего: женщина подала идею, мужчины ее оформили и воплотили. Было радостно, что моя идея нашла отклик.

Сцена 5. И когда Один вернулся с рунами, было очень интересно придумывать, как их можно использовать в "моем деле": колдовстве, прорицании. Такой творческий прилив и радостное удивление, потому что мы получили больше, чем рассчитывали".

Кошка Фрейи

"Сцена 1. Мягкость, игривость, обожание своей хозяйки. Сцена 5. В финальной сцене - удивление и восторг от созерцания свершающегося чуда".

Змей Нидхёгг

"Был некоторый ленивый интерес к происходящему. Помню точно, что мне захотелось узнать, как поступают люди, желающие получить мудрость".

Белка Рататоск

"Ощущение со свистом рассекающегося воздуха, когда бегала "вдоль дерева". Когда пришел Один, беготня и глупая деятельность остановились, сразу стало интересно. Одина я реально боялась, не хотелось попадаться ему на глаза или быть рядом. Чуяла его силу. Потом, когда Один обрел руны, было очень интересно заглянуть в мешочек. Крайнее любопытство".

Орел

"Орел - скучающий царь птиц, лениво переругивающийся со змеем. Нет ощущения противостояния, просто заняться нечем".

Ястреб "Полинялый от дождя"

"Усталость от ежедневного выполнения долга".

Руна Иваз

"Ощущение грозы, молнии: темно, опасно и красиво… и пахнет озоном".

Руна Гебо

"Ощущение инертности, даже тяжести, наполненности, желание находиться внутри разговора, быть даже не источником разговора (не излагать), а самим разговором, внутри спора. Но не агрессия, а монотонность, как нечто, включающее в себя все сразу и изливающее все сразу.

Захотелось выйти из помещения и искать собеседников, так как участники-руны в качестве таковых не воспринимались".

Руна Ансуз

"Очень спокойное ожидание, уверенность, что меня найдут, нежелание двигаться и что-то предпринимать. Правильная позиция - ровно напротив Одина! Когда Один меня нашел, возникло очень сильное и широкое ощущение радости. Граница тела переместилась на метр от кожи, и я вся светилась, радовалась, и меня было очень много".

Руна Эваз

"После произнесения слова "ритм" - прилив энергии, желание двигаться".

Руна Лагуз

"Направленное движение, раздражение на преграды (стены, столбы). Не нравилась руна Кано. Хотелось двигаться от Ансуз к Эваз. А еще хотелось поговорить с Одином. Объяснять как маленькому ребенку".

Руна Кано

"Я постаралась воплотить принцип. И когда объясняла Одину значение своей руны, сама более четко осознала, почему именно так".

Один

"Все как детектив. Я как Один был жертвой сил, обстоятельств, целей и непонятно чего…

Сцена 1. Чего-то не хватает. Пустота. Все заняты делами, а я занят поисками непонятно чего и непонятно зачем. Депрессивность и раздражение… Приятно от идеи "следы", воодушевление и… от того, что знаю, что искать и зачем, но непонятно, где и как. И, наверно, поэтому сразу в первой сцене хотелось не сидеть в Асгарде, а бродить по миру в поисках "что" и "зачем".

Сцена 2. Поиск …пользы и подсказки. Звери мало чем помогли, раздражение с растерянностью и… обреченность и поиск. Спас вопрос Белки: "Где и как люди и боги берут мудрость?" и предложение Орла попробовать. Обрел интерес, задачу и решительность, хотя страха не было, было непонимание что, как и зачем, и чем это может помочь. Реплика Орла и мысль "Какая разница как? Главное делать быстро и сразу "попробовать".

Сцена 3. Все, что с рунами, - как в тумане. Детектив. Потом усталость, радость и облегчение".

© Бедненко Г.Б., 2005

Вернуться в "Мифодраму" | Вернуться на главную страницу