Галина Бедненко

Еврейская мифологема православных христиан

Мифологическая материя рождает религиозные мифы, сказки, эпос, политическую идеологию, социальные представления, суеверия, родовые предания, семейные легенды, рассказанную историю жизни индивида. Мы представляем следующие характеристики этого символического первовещества:

Миф буквален; в нем самом нет метафоры. Метафора рождается в переходе из мира символов в мир буквального.

Мифу свойственна величайшая концентрация насыщенности смыслом. Здесь господствует пралогическое мышление и казуальное (причинное) значение любых совмещений.

Миф - корневой сюжет всех многочисленных повторений, как рассказанных, так и проживаемых.

Миф амбивалентен: благодаря своей символической природе он предполагает полярность взглядов и оценок.

Миф создается, а не дается выше. Мифологическая форма творится человеческой культурой.

Миф - это представление о мире, не требующее доказательств, только силы веры и смысла.

Миф транслируется индивидом и обществом вовне. Он может достаточно хорошо описывать окружающий мир и его составляющие по тем или иным признакам; в ином случае, непредставленные в мифе явления будут обозначены как внешний "хаос" в сравнении "упорядоченным космосом" мифа. [1]

Осознанно избранные мифы (религия, принятая в зрелом возрасте, политические взгляды и др.) могут быть как результатом экзистенциального опыта, так и следованием некоей коллективной тенденции. Экзистенциальный опыт может привести как к вхождению в миф, который способен сам по себе быть резервуаром подобных переживаний множества людей, так и к осознанной и осмысленной убежденности в чем-либо.

Мифологическое мышление современного человека мы разделяем на осознанное и неосознанное. К первому мы относим поэзию, художественное творчество, научные течения, философию и религию. Ко второму - суеверия, "мифы представлений", идеологию масс и неврозы. Неосознанное магическое (мифологическое) мышление отличается редукционизмом (от лат. reductio - сведение, приведение обратно), в данном случае, обращением к прошлому опыту как объяснению причин настоящего вне последовательной причинно-следственной связи. Как правило, это раскрытие некоего "знака", который имеет конкретную интерпретацию, обычно позитивно или отрицательно заряженную. В то же время, мифологическое мышление осознанного типа способно раскрывать то или иное явление более многозначно, и на этом основаны теологические интерпретации религиозных образов и сюжетов.

Мы обращаемся к теме еврейской мифологеме, дабы увидеть ее в рамках концепции о мифологическом сознании и очертить некоторые контуры миропредставления современного православного христианства (при этом мы не утверждаем их абсолют для всех православных).

Еврейская тема в истории России

Обособленность еврейского народа и устойчивость к ассимиляции вызывала напряжение и реакцию у последовательного числа империй - завоевателей. Однако особое религиозно-мифологическое звучание противостояние приобрело с возникновением и развитием христианства. Еврейский пророк не был признан своим народом, но был принят Богом - Сыном вначале маргинальными кругами среди иудеев и эллинов, впоследствии же - многочисленными народами, которые стали называться христианским миром.

Идеология Крестовых походов стала одним из ключевых исторических факторов в формировании и распространении анти-иудейской христианской идеологии Средневековья. В 1096 году волна еврейских погромов прокатилась по землям Германии. В рамках своего мифа крестоносцы были убеждены, что настало время великих перемен перед Страшным Судом, когда необходимо или обратить всех иноверцев, или избавиться от них. В свою очередь, евреи воспринимали происходящее как войну Гога и Магога, возвещавшую приход Мессии, и как испытание правоверных евреев гневом Бога, призывом к жертвенному мученичеству [8]. И этот чрезвычайно трагический период - всего лишь один из перекрестков мифов двух сообществ.

И хотя Крестовые походы не затронули Восточную Европу, "химическая реакция" русско-византийской православной книжности в тот же период оказалась почти мгновенной. "Слово о Евстратии Постнике", повествующее о жидовине-работорговце, распявшем пленного православного инока на христианскую Пасху, восходит к событиям конца XI века. Постник уговорил пленных голодать до смерти, лишь бы не брать пищи из рук иудея; тот был расстроен, что потерял "живые деньги" и повторил "божественную казнь". Сходные мотивы возникают и в западноевропейской христианской мифологии: согласно легенде, мальчик Уильям из Норвича был специально куплен иудеем для принесения в жертву. И первый засвидетельствованный погром на Руси происходит в 1113 году в Киеве (после этого известий о еврейских общинах в Древней Руси почти не сохранилось).

Средневековая Русская православная церковь ревниво относится к иноверцам вообще, но иудей воспринимается как мифологический, метафизический и "исконный" враг православия. 1492 год от Рождества Христова был и 7000 годом от Сотворения Мира, что вызывало эсхатологические настроения и среди иудеев, и среди христиан. Именно в этот период возникает характерный исторический парадокс: с одной стороны развивается общехристианский интерес к иудейской традиции, переводятся значимые труды и сочинения, в том числе мистического характера; с другой - активизируются преследования еврейских общин. С точки зрения мифологического сознания это, впрочем, не будет парадоксом. Архетип всегда полярен, а иудей из исторического соседа в эпоху религиозного пика (или кризиса) христианства ставится не просто образом, но социальным и мифологическим архетипом. А для еврейского народа эсхатологический миф подкрепляется усилением гонений.

Для русского православия "жидовин" - еретик. И в период Средневековья это плод сугубо книжной византийской традиции, которая упоминает "жидов" в формуле, наравне с еретиками (беззаконниками и государственными преступниками). Что же касается "ереси жидовствующих", то хотя в этом направлении и есть некоторое сближение с иудаизмом, но оно скорее близко к манихейству, и может восприниматься в качестве предтечи более поздним сектам в России (хлыстам, богомилам и т.п.). С самим иудаизмом в православии традиционно ассоциируется ересь "иконоборчества", в соответствии с заповедью "не сотвори себе кумира". При этом никаких диспутов о вере православными не предполагалось, наилучшим способом сохранения чистоты православия полагались - как советовал собору епископов в 1490 году архиепископ Геннадий: "токмо для того учините собор, чтоб казнить их и вешати" - обвинения и казни. Средневековое отношение к иудеям сохранялось не только в церковной, но и в государственной традиции: известны уничтожительные указания касательно иудеев от Ивана Грозного, Петра Первого, Елизаветы Петровны (у последней "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли").

После раздела Речи Посполитой, Екатерина II, в соответствии с установками просвещенного абсолютизма, дала евреям гарантии тех же прав, что и прочим верноподданным. Разрушенные феодальные связи диаспоры с польской шляхтой вызывали потребность в нахождении новой социальной ниши уже в Российской империи, однако это вызывало сопротивление русского купечества. Евреям было запрещено записываться в купеческое и мещанское сословие по всей России кроме городов Белоруссии. Так начала формироваться "черта оседлости".

В начале XIX века возобладала идея государственной унификации подданных: для "исправления" евреев предлагалась обязательная военная служба с последующей христианизацией. Это не привело к значительным результатам, но пошатнуло традиционную лояльность диаспоры к власти. Отмена крепостного права и сопутствующие реформы Александра II дали евреям возможность оторваться от местечковых общин: так начали формироваться еврейский пролетариат и буржуазия. Разрешение выпускникам средних и высших учебных заведений жить вне черты оседлости сыграло значительную роль в ассимиляции еврейской молодежи в жизнь русской интеллигенции.

Еврейские погромы конца XIX века связываются историками с социально-экономическим напряжением разрушающегося традиционного общества Восточной Европы. Появление евреев в жизни российского общества в период коренных социальных реформ способствовало недоверию и росту антисемитизма. При этом социальным проекциям ("еврейские арендаторы, торговцы, промышленники и финансисты" как угнетатели народа и/или социальные конкуренты) сопутствовало и традиционно-средневековое православное к ним отношение как к "противникам православия". Обратим внимание на то, что также исторически традиционно еврейские "выкресты" (принявшие христианство) зачастую обесценивали обычаи и нравы своего народа. А власти воспринимали еврейскую диаспору как потенциально мятежную и революционную, усиливая или учащая репрессии.

После Октябрьского переворота еврейское происхождение многих лидеров большевиков становится одним из аргументов против Советской ("не-русской") власти белогвардейской и позже эмигрантской публицистики. Всем национальностям и народам была дана настоятельная возможность ассимилироваться в единый "советский народ", с равными правами и невзгодами. Еврейская культура пережила возрождение в первые годы Советской власти, но была подрезана унификацией культурной жизни уже в конце 1920-х годов и раздроблена всеобщими репрессиями 1930-х. Социальные и культурные связи советских евреев с диаспорой в других странах были прерваны. Вторая Мировая война и оккупация европейской части СССР немецкими войсками уничтожила еврейское население на занятых территориях. Однако советская идеология не выделяла еврейский народ в общей драме советских людей. После войны, на фоне разрухи, усилился и бытовой, и государственный антисемитизм, сопровождающийся притеснениями, репрессиями и казнями. Создание государства Израиль и желание евреев репатриироваться ухудшило отношение к ним государства. Во второй половине XX века сменяли друг друга волны антисемитских кампаний (демонстрируя выделение "чужака") и подпитывая бытовой антисемитизм.

В конце XX - начале XXI века с возрождением православной культуры в России, с поисками национального самосознания и идентификации, усиливается традиционное напряжение "патриотического православия" по отношению к иудеям. Резкое изменение масштабов влияния православной церкви в странах бывшего СССР привело к специфической и скоростной культурно-социальной конкуренции с другими конфессиями и субкультурами. Антисемитизм перестает продуцироваться светской и духовной властью и, наверно, теряет свои позиции как бытовая мифология. Однако - и это заметно благодаря новым условиям существования средств массовой информации, в том числе электронных - неистребимо оказывается социальным мифом (уже "антииудаизма") среди ряда образованных и заметных личностей и четко постулируется среди православной аудитории.

В данной работе мы рассмотрим тему лишь в ее аналитическом (психологическом) и мифологическом фокусе.

Мифологический локус жертвоприношения

Корень взаимоотношений иудеев и христиан принадлежит мифологическому локусу жертвоприношения. Понятие мифологического локуса было выделено М. Элиаде, времени и пространства, отличного от обычных, где происходит действие мифа. Здесь всегда и неизменно могут разворачиваться одни и те же события, некая циклическая или случайная последовательность развития сюжета. Мифологический локус относится к тому, что "свершилось навсегда" или "было и будет всегда и сейчас". Событиям этого локуса в той или иной степени соответствуют все вторичные, гармоничные или созвучные события из реального мира. Он позволяет концентрировать определенный смысл и силу в "мире идей", достаточные для того, чтобы быть распространенными на мир повседневности. На этом строятся индивидуальные и коллективные представления человека о мире [1].

Мифологическое для христиан событие - казнь Иисуса Христа и его последующее воскрешение - свершилось. Иисус Христос и члены его общины были иудеями, что сразу же выделяет еврейский народ в мифологическое пространство. Известно, что поимке и казни учителя предшествовала пасхальная трапеза, на которой традиционно подается ягнятина. В символическом прочтении христианства сам Христос уподобляется жертвенному пасхальному агнцу, и в наложении двух религиозных традиций и мифов, на буквальном и символическом языке мифа получается, что евреи приносят в жертву Христа как ягненка в канун еврейского праздника Пасхи (Песах). Отсюда (или и отсюда тоже, ведь говоря о процессах коллективного бессознательного мы не можем утверждать их простоту) суеверное ожидание христианской жертвы на еврейскую Пасху. Давление этого символического преломления религиозной традиции (а значит менее мифологичного и более осознанного содержания) евреев и основного религиозного мифа христиан в коллективном бессознательном вероятно усиливается в определенно тягостные или критические периоды жизни народов.

В христианской доктрине Иисус искупляет своей смертью грехи всего человечества, то есть становится ему равен по мифологической ценности. И все последующие мученические смерти христианских святых ритуально подтверждают ценность такой жертвы своей жизнью "ради других". В первые века христианства в буквальном воплощении (отсюда культ мучеников и мучениц), с течением времени в символическом - как служение Богу и людям - христианин повторяет свой миф. Сюжет о спасении души другого путем жертвоприношения каждый раз подтверждает существование мифа о Христе, потому он должен проигрываться (происходить и истолковываться) тем или иным образом. В отсутствии осознанного воплощения мифа (осознанного служения, в способности в равной степени и воплощать архетип, и сдерживать его "сырой, неосознанный" архетипический натиск), потребность в выплеске архетипического усиливается и он происходит неконтролируемо, малоосознанно, с аффектами. Впоследствии такой "разовый выплеск" архетипического смысла способен стать отдельным мифом, с его описанием и сопутствующими ритуалами. Так, по нашим представлениям, возникла история о мученике Гаврииле Белостокском (Гавриле Гавделюченко, по фамилии семьи, или Заблудовском, по местности), "пострадавшем от евреев" в 1690 году. Мальчик Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году, составлено его Житие. В настоящее время культ Гавриила Белостокского поддерживает Белорусская Православная церковь и Польская православная церковь. (Хотя данный пример является классическим "кровавым наветом", православная церковь, в отличие от католической и англиканской - которые вычеркнули из списков святых Симона Трентского и Хью Линкольнского, соответственно - не стремится отменять почитание мучеников этого мифа) [4].

Ритуальная ценность евхаристии (вкушения паствой вина и хлеба, которые символически тождественны крови и телу Христову) для христиан обрела значимый мифологический смысл. Понимание этого таинства пробуждает символическое сознание и требует значительного индивидуального его движения в процессе ритуала и в его осмыслении. Однако любой высокий миф остается живым только благодаря плотной символической, обрядовой или фольклорной, жизни. И в легендарном подтверждении смысла обряда возникают истории о превращении гости (ритуального хлеба) в тело Христово, при осквернении ее иноверцами-евреями. Эти представления возникают в католической пастве, где полагали, что гостию протыкают иголками и ножом (уподобляя манипуляции казни Христа), жарят на сковороде и "всячески мучают" - и тогда слышится плач младенца Христа, его жалобы или даже кровь. При этом фоном сюжета о мучителях-евреях (который из средневекового религиозного мифа в Новейшее время превратился в социальный) надежда на "исправление" евреев и их признание Христа. Потому неслучайно ряд легенд такого типа завершаются обращением бывших мучителей и/или членов их семей в христианство. Эта "подкладка мифа" о евреях может быть обусловлена как исходным "непризнанием" Христа и сюжетной необходимостью исправления оплошности, так и характерным для христианства миссионерским призывом. Примечательно, однако, вот еще что: мотив "преодоления" пагубной еврейской натуры также продолжает свою жизнь в современных уже не религиозных, а социальных мифах.

Одним из характерных признаков мифологического содержания утверждений будет обобщение индивидуальных черт характера и личных поступков, относимое ко всей сообщности. Только мифологический локус "здесь - сейчас - всегда" способен содержать в себе обвинение всего еврейского народа в "богоубийстве". Обобщения, безоговорочные утверждения, демагогическая полемика с оппонентами характерна и для современных (и образованных) общественных деятелей, ослепленных мифологическим: "Согласен. С иудаизмом всё очевидно и без факта человеческих жертвоприношений. А факт, разумеется, не говорит о том, что все евреи или даже только иудеи, в том числе и современные, принимают в этом участие; он говорит только о том, что это когда-то кем-то из иудеев всё-таки безусловно делалось" [9].

Ведь миф - это представление о мире, не требующее доказательств, только силы веры и смысла. Но также он требует своей трансляции индивидом и обществом вовне, повторяться в ритуалах или фольклоре (значимых рассказах для аудитории).

Неузнавание "истинного бога"

"Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль. Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества. <…> Израиль не заметил тот момент в своей истории, когда он должен был раскрыться перед миром. Он дал миру Христа - но сам не заметил этого. Сам не осознал того - Кто именно проповедовал на его священной земле". [5] Здесь известный православный деятель и миссионер возводит экзистенциальную вину на историческое прошлое народа, которое для него, как человека живущего внутри данного мифа, безусловно оказывается вечным настоящим: евреи до сих пор отворачиваются от Христа, и где-то в мифологическом локусе раз за разом распинают его.

Основной претензией христиан к евреям является непризнание Христа, истинного бога, истинного Мессии. Потому появляются христианские фольклорные нарративы на тему прихода Антихриста как "жидовского Мессии". Для христиан Мессия уже пришел, для евреев - нет, но христиане ждут своего Антимессию [2]. Так вновь перехлестываются два мифа.

Тема "слепоты" перед лицом христианского Бога продолжается и в ожиданиях, что накануне Страшного Суда пелена спадет с глаз евреев и они таки перейдут в христианство. По максиме блаженного Августина то, что сокрыто в Ветхом Завете, открывается в Новом - потому перед концом света евреи признают Христа, чтобы к завершению этого мира было достигнуто "согласие" между двумя божественными объектами, Старым и Новым Заветом. Эта концепция получила свое развитие в католическом богословии, где, таким образом, евреям была отдана специфическая, но важная роль в эсхатологической драме.

Несмотря на некоторое представление о том, что от веры Ветхого Завета происходит и христианство, в общей народной массе (и это подтверждается обычаем и ритуалом, как воплощением мифа в актуальной реальности) бытует представление об особом и отдельном "еврейском Боге". При этом среди необразованной среды, особенно в прошлом, по этнографическим запискам, его описание было весьма фантастично и базировалось на "древности", отождествленной с языческим поклонением идолам. Судя по наблюдаемым обычаям (молитвам на новолуние и т.д.) делались выводы о поклонении евреев солнцу, месяцу и звездам. Во многом представления могли базироваться на общей антитетичности культуры и религии "чужаков", которым приписывалось все нечистое и недозволенное - но это характерная особенность восприятия "чужого" (цыгана, татарина и т.д.) в традиционной культуре, которая не имеет особой специфики.

Примечательно, что в традиционной культуре славян было представление о том, что Христос и Богоматерь ("пан Езус и матка Боска" у поляков) крестились именно в "польскую веру", у болгар - что они были "нашей, болгарской веры" и т.д. [2]

Ритуальное повторение мифа (и искаженное восприятие чужого ритуала сквозь призму своей веры)

Мы уже упоминали, что осознанным подобием событиям мифологического локуса оказываются в первую очередь ритуалы. Они подтверждают особую ритмичность мифа, который может не просто произойти когда-то или происходить время от времени в случайном порядке, но и звучать в строго определенное время.

Совпадение мифов различных традиций приводит к новому осмыслению мифа или порождению нового, далеко не всегда позитивному. Столкновение традиций внутри мифологического пространства способно произвести новый мифологический конфликт. Так происходит, когда в мифе и ритуале чужой традиции узнается искажение или нарушение именно своего обычая, ритуала или веры. Классическим примером служит празднование еврейского праздника Пурим, с масками и играми с чучелом Амана, которое воспринимается христианами как глумление над образом Христа. Первый погром на Пурим произошел в 423 году н.э. близ Антиохии, когда местных евреев христиане обвинили в распятии христианского мальчика, устроили резню и разрушили синагогу. Примечательно, что первыми христианами воспринималось как святотатство и развенчание и "казнь" шутовского царя римских сатурналий, хотя "исторически" все было совсем наоборот: римская казнь Христа повторяет сюжет римских сатурналий (обрядовую схему поругания самоназванного царя). [2]

Рассказы о кощунственных ритуалах, справляемых евреями именно на христианскую Пасху были широко распространены в средневековье; при этом человека мог заменять агнец или даже восковое распятие, но суть святотатства для христиан от этого не менялась. В дальнейшем подобное, неосознанное и суеверное, смешение мифологических и ритуальных традиций происходило повсеместно, с большими или меньшими жертвами, или оставшимся недоверием и недоумением к чужим обычаям. Так тфилин, коробочка с молитвами, укрепляемая на лоб, воспринималась поляками, например, как "рога" по образу и подобию "рогатого бога", явившегося Моисею. Пояс с нитями, цицит, в глазах соседей-иноверцев был памятью о рабстве евреев у фараона (нити напоминали вожжи). Сюда же можно отнести комическое утверждение Андрея Кураева о том, что 8 марта 1917 года был праздник Пурим, потому праздновать его как "женский праздник" негоже - как советский, атеистический праздник, вдобавок придуманный еврейкой Розой Люксембург [3].

Миф о "евреях - предателях Христа" повторяется позже в советской (также низшей или фольклорной мифологии), в истории покушения на Ленина еврейкой Фанни Каплан. Как Христос, так и Ленин де ходили со своими учениками по миру и проповедовали истину, "жалели людей" и диктовали свои речи ученикам, а потом евреи убили их [2, с. 233]. И в этом мы видим новое наслоение мифологических сюжетов: христианской и советской мифологии, одинаково отгороженной от Чужого.

Мифология Чужого

Еврей был "чужим" в любом традиционном христианском обществе, поскольку "чужие" определялись прежде всего по конфессиональному признаку. Иноверцы - мусульмане жили в своих государствах, но евреи были соседями внутри своей страны, потому воспринимались как потенциальные внутренние враги. Власть старалась их ограничить в правовом отношении, но использовать в социальном (как кредиторов, например). При этом еврейские общины управлялись автономно, однако были совершенно зависимы от верховной власти.

Евреи воспринимались потенциально опасными именно в вопросах принадлежности к вере. Обвинение в том, что они стремятся "совратить в свою веру христиан" стало принципиальным пунктом русских полемических сочинений, начиная с Иосифа Волоцкого, притом, что в XV веке еврейских общин в Московской Руси особенно не наблюдалось. Это не мешало, однако, называть еретиков, слишком "мудрствующих" - "жидовствующими". Впрочем, о синонимизации иудея и еретика уже было тут сказано; упомянем лишь о том, что за вероотступничество (из православия в иудаизм) казнили еще в XVIII веке (и тут не могу не поделиться семейным свидетельством, по которому муж моей двоюродной бабки был из семьи русских, перешедших в XIX веке в иудаизм).

Представление о еврее как "архетипическом чужаке" повлияла на культуру игровых образов: в окрестностях Люблина, жнец-новичок проходил игровой обряд "крещение еврея", в процессе которого его умывали, обривали, дергали за волосы, надевали на голову капюшон из камыша и лишь затем признавали полноценным членом рабочего коллектива [2].

Характерная мифология вредоносного "чужого" прослеживается на сопоставлении известного "дела Бейлиса" и "Мултанского дела" 1892-96 гг. против вотяков (удмуртов). В обоих делах бытовому убийству был придан вид ритуального, дабы запутать следствие; и хотя полиция сомневалась в последнем, именно под давлением общественного мнения, основной становится ритуальная версия. Тут важно (с точки зрения сюжета уже социального мифа тоже) также то, что защищал обвиняемых в ритуальном жертвоприношении один и тот же человек, Владимир Короленко. В обоих случаях обществу и государству удалось совладать, благодаря имеющимся социальным механизмам в том числе, с натиском архетипического, коллективного влияния темы.

Можно также говорить о самостоятельной еврейской тенденции к отчуждению от коренного населения для сохранения идентичности своей традиции. Было бы интересно отследить и внутреннее отношение евреев к непосредственному историческому процессу, вне извечного подтверждения религиозных или социальных мифов, но, видимо, это может быть темой отдельного исследования.

Еврей и богатство (сакральная удача)

В силу известных ограничений на деятельность, заметной социальная роль евреев оказалась в финансово-банковской сфере Западной Европы, в торговле, содержании питейных заведений и арендаторстве земель Восточной Европы. В ряде случаев евреям разрешалось заниматься именно теми видами деятельности, которые были в достаточной степени обесценены в обществе. Это, конечно, усиливало изоляцию и негативную мифологизацию евреев, однако сулило известные прибыли.

Представление о богатстве (вкупе со скупостью и жадностью) евреев с одной стороны граничит с определением его нечистоты, с другой - с образом некоей сакральной щедрости мира, удачи и добра (не в моральном, а в материальном, старинном смысле слова), плодовитости. Так, на Волыни целебными считаются "источники Бешта" (в который купался основатель хасидизма Баал Шем Тов), излечивающие, в частности, от бесплодия. Вместе с тем широко распространена общая тема представлений о евреях как о хитрых и жадных людях, "продавших Христа за 30 сребренников" (вот еще одно указание на мифологический пульс темы, в котором один легендарный поступок оказался вечным деянием и характеристикой всего народа), за что Бог их рассеял по всему миру.

После истребления евреев немцами во время Второй Мировой войны и покидания старых мест репатриантами, у сельских украинцев из бывших "местечек" появляются характерные "мифы об ушедшем народе", который унес с собой благодать и благополучие. До Второй Мировой войны евреи занимались ремеслами, скупали продукты у крестьян-украинцев, вели крупную и мелкую торговлю. Целостность мира людей старшего поколения, включавшего в себя социально-благоприятное соседство с чужаками-евреями, оказалась разрушенной социальными катаклизмами. И после всех катастроф и событий второй половины XX века "уход евреев" все же стал мифологичным. А упадок традиционного быта также связался с этой пустотой.

Средоточие сакральной нечистоты (и ее экстернализация у "выкрестов")

В мифологическом сознании евреи могут быть представлены средоточием сакральной нечистоты. В качестве анекдотического примера можно привести список известных фирм или наименований продукции, по мнению Союза Русского Народа "поставляющих кошерную продукцию", несомненно губительную для каждого православного члена акции "Жизнь без страха иудейска!" [3]. Не менее удивительно и характерно совершенно непосредственное описание современных православных авторов: "Но как нет совершенно святых людей в Православии, так нет и абсолютных евреев - носителей иудаизма: в каждом христианине таится и тлеет греховная частица того, что полыхает огнем в душе "правоверного" еврея. И в душе каждого еврея, отпавшего от дьявольского древа талмудического иудаизма, еще хранится возможность проявления подобия Божья, общечеловеческой доброты и общечеловеческого благородства! " [11] Здесь "еврейство" оказывается некоей "дьяволической" метафизической субстанцией, существующей в каждом человеке (возможно, лишь авраамической религии, но авторы не дают нам прямого ответа), которой в религиозных иудеях несравнимо больше. Можно обратить также внимание на противопоставление "иудеев" здесь - всему остальному (доброму и благородному) человечеству. Таким образом, иудейство здесь представлено, прямо скажем, нечеловеческим фактором.

Цитируемые авторы, выбранные нами за незамутненность мифологического послания той или иной рационализацией (что мешает в исследовании мифологического контекста в сочинениях того же А. Кураева), пылко ссылаются на Отто Вейнингера. Эта фигура крайне примечательна и для изучения метода выделения "метафизических субстанций", и для мифологии "еврейского вопроса". Отто Вейнингер, двадцатилетний неженатый еврейский юноша, принявший христианство, гениальный философ, покончивший с собой после написания трудов о сущности мужского и женского начала, а затем о метафизической сущности (по аналогии с мужским и женским) еврейства (что воспринимается шире, чем иудаизм) и христианства. Именно он вводит представление о некоей сущностной субстанции еврейства, которую отождествляет с низменным женским началом в противовес возвышенному мужскому началу христианства. Очевидно, не в силах выносить натиск бессознательного, в этом фатальном разделении мира на два полюса (а мы помним, что это один из признаков мифологического мышления), возможно, как уверяют некоторые авторы, не в силах примириться со своей чувственной природой, противоречащей идеалам аскетизма, Вейнингер заканчивает жизнь самоубийством.

Несмотря на богословское (или мифологическое) ожидание христиан того, что иудеи признают "истинного бога", недоверие к крещеным евреям оставалось. Характерна русская поговорка "жид крещеный, недруг примеренный да волк кормленый". На практике выкресты становились изгоями, это подтверждалось и определенными суеверными представлениями, и исторической памятью. Позже эта память была также пытлива к светским евреям в СССР.

Среди "выкрестов", крестившихся в православие евреев, хотелось бы выделить одну фигуру, имеющую не столько значимое историческое, сколько мифологическое значение для русской истории, и, возможно, знаковое - для истории еврейского народа. Речь идет о М. И. Бланке, деде В.И. Ульянова (Ленина). Он был, как принято аккуратно говорить, непростым человеком, у которого не сложились отношения с местной староконстантиновской еврейской общиной (очевидно, он был пришлым), на членов которой он писал доносы (о том, что те скрывают или сообщают с опозданием о рождении детей) и с которых пытался получить выкуп по 100 рублей. Когда же сгорело много домов в городе, именно на него как на поджигателя (хотя и ложно, как выяснилось впоследствии) указало 22 жителя (и члены еврейской общины) города. М.И. Бланк отсидел в тюрьме время следствия, а затем подал в суд на клеветников, чье имущество было распродано в его пользу, а ему самому пришлось уехать из города. Впоследствии он занимался ростовщичеством и принял христианство, продолжая заниматься ростовщичеством. Но в 1846 году, уде девяностолетний, пишет наилюбопытнейший документ, письмо (на идиш) императору Николаю I, в котором дает советы по обращению евреев в христианство, также требует молитв за царя и его семью в синагогах, запрета евреям носить традиционную одежду. Совершенно удивительное в своем верноподданническом пыле и лицемерном смирении послание: " По всем этим выгодам, получаемым Евреем от Христианина, он долженствовал бы любить сего последнего, но он мечтает только о пришествии Мессии и о свободе, которую через это надеется получить. И так, если Ваше Императорское Величество соизволите повелеть, чтобы впредь Евреи не получали от христиан всех вышеупомянутых выгод; чтобы им воспрещены были ежедневные молитвы о пришествии Мессии и чтобы их принуждали в каждый субботний день молиться за Государя, за Наследника Престола и за всю Царскую фамилию, как это делают христиане; в таком случае сами Евреи стали бы напрашивать крещения и тогда не нужно было бы давать крещеному по 30 рублей серебром". [12, с. 45] Письму был дан ход и в дальнейшем бюрократическая машина империи с удовольствием пользовалась идеями прадеда того человека, который ее сокрушил.

Мифологическая исключительность: идеализация, соперничество и обесценивание

В основе этнической памяти евреев оказывается не единство территории или языка, а сверхъестественная санкция и договор, Завет Божий. Эта "близость к Богу", признаваемого авраамическими религиями, оказывается ценностью исключительной, отчасти идеализируемой (напрямую евреями и косвенно - христианами), но и обесцененной (причем как христианами, так и евреями, обесценивающими иудаизм и/или само еврейство).

Мы уже говорили о том, что многочисленные притеснения, репрессии, погромы могут быть рассмотрены как реализация негативных процессов коллективного бессознательного. В этом случае мы говорим о примитивных бессознательных защитах человека: замещении (агрессия, например, направлена не на истинный источник притеснения и гнева, а на "замещающий объект"), негативной проекции (выделении в объекте качеств, которые отрицаются в себе), рационализации (в этом случае нерациональному поведению или точке зрения находятся "логичные" объяснения, манипулятивные ловушки, отрицание одних аргументов в пользу других и т.д.). Если в более архаические времена (или критические периоды, которые характеризуются регрессом социального поведения) процессы коллективного бессознательного зачастую выражались в серьезных аффектированных действиях, в настоящее время им все более требуется "рационалистические" обоснования. Но не стоит себя обманывать - человечество не отказывается от мифологического мышления, лишь одни мифы сменяют другие. Однако индивидуальное отношение к мифу и вовлеченность в него, как мы смеем надеяться, постепенно меняются.

Миф и личный выбор

Внутренняя реальность - субъективное пространство восприятия индивида, которое включает в себя самую разнообразную жизнь внутренних переживаний, размышлений, рефлексии. Сквозь призму внутренней реальности человек смотрит на окружающий его внешний мир. И хотя полностью отрешиться от этого влияния он не может, но сместить фокусировку с "Я" на "Другой" современный цивилизованный человек уже умеет. Это позволяет встать на позицию другого человека или же взглянуть на ситуацию отстраненно, рационально, объективно. Мифологическое сознание этого не требует - связанное коллективной верой внешнего социума, поддержанное внутренней силой убежденности - оно не отвлекается на аргументы, логику, причинно-следственные связи и доводы.

Способность отличать внутреннюю мифологическую реальность от объективной реальности дает индивидууму в меньшей степени быть подверженным личным проекциям, фантазиям и другому продукту личного бессознательного. Это снижает массив интервенций субъективного на оценку внешней и подтверждаемой другими действительности. Однако ее наличие в известной степени зависит от классического образования, возникшего в эпоху Просвещения (XVIII) и Рационализма (XIX), общего кругозора и сугубо личных характерологических и интеллектуальных качеств. Мы не можем гарантировать отсутствие мифа у образованного человека, только лишь со стороны отследить степень его включенности внутрь этого мифа.

Список литературы:

1. Бедненко Г. Б. Пространство мифа // Прикладная юридическая психология. - 2008. - №4.

2. Белова О.В., Петрухин В.Я. "Еврейский миф" в славянской культуре. - М., Иерусалим: Мосты Культуры - Гешарим, 2008.

3. Движение "Жизнь без страха иудейска!": Антикошерная акция // http://www.rusidea.org/?a=14000

4. Гаврила Белостокский: Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

5. Кураев А. Как делаются антисемитом // http://libereya.ru/biblus/kuraev/

6. Кровавый навет // Электронная еврейская энциклопедия. - http://www.eleven.co.il/article/12241

7. "Лесной": Иллюстрации и источники к теме // http://lesnoy.livejournal.com/145006.html?nc=4

8. С. И. Лучицкая. Евреи // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 164-170.

9. О рутуальных человеческих жертвоприношениях // http://lesnoy.livejournal.com/135344.html?thread=2224560#t2224560

10. Синцова Н. Душеубийцы: Современная ересь жидовствующих в Русской Православной Церкви // http://www.omolenko.com/publicistic/sincova.htm

11. Чижова Н, Степанов В. "Последнее искушение еврейством": // http://rusprav.org/biblioteka/AntisemitismForBeginners/AntiSemitismForBeginners.html

12. Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. Т- СПб.: ВИРД, 1997.

© Бедненко Г.Б., 2010

Вернуться в "Психологию" | Вернуться на главную страницу