Галина Бедненко

Глава из книги "Открой в себе богиню: Образы греческих богинь - роли и сценарии поведения современной женщины" (СПб.: Невский Проспект. - 2003)

Сноски и примечания опущены

Артемида - архетип и ролевой сценарий

Книгу можно купить

Миф об Артемиде

Матерью богини Артемиды была титанида Лето. Она вне брака зачала от Зевса близнецов - Аполлона и Артемиду. Жена громовержца - Гера послала змея Пифона, чтобы он не дал разродиться титаниде. Однако той удалось родить Артемиду близ острова Делос, а потом уже, на самом острове, новорожденная богиня помогла матери родить своего близнеца Аполлона.

Маленькую Артемиду признал ее отец Зевс и щедро одарил по ее просьбе. Он дал ей право быть вечной девственницей, носиться по диким местам, охотясь на дичь, окруженной свитой молодых девушек и девочек. Своими стрелами богиня могла насылать за те или иные грехи болезни и смерть на людей. Иногда ее молили о быстрой и безболезненной смерти. Насылая болезни, она могла и лечить их. Похожая на брата - близнеца, она старалась во многом быть наравне с ним. Она так же предпочитала общество своего пола, как Аполлон - своего.

Она стала защитницей младенцев и всех животных, сосущих молоко, а также подростков и молодняка. Она всегда приходила на помощь тем, кто молил ее. Она была единственной богиней, кто наказывал обидчиков женщин - она убивала таких мужчин. Но также безжалостна она бывала и к провинившимся перед нею женщинам. Артемида была хранительницей дорог, что сближало ее с Гекатой - хранительницей ночных путей и перекрестков.

Ролевая модель

Охотница

Суть охоты состоит в том, чтобы наметить себе цель и точно попасть в нее. Женщине - Артемиде не обязательно на самом деле добывать себе в лесу пропитание или трофеи. Охота - это своеобразный способ достижения женщиной-Артемидой своих целей. Нацелившаяся лучница поражает любую цель, близкую или далекую. Так и современная женщина этого типа может выполнить любую намеченную задачу, вне зависимости от срока ожидания. Женщины-Артемиды умеют как выжидать, так и действовать быстро и стремительно, даже жестоко. "Вижу цель - не вижу препятствий" - это про них, Артемид, а вовсе не про Афин. (Афина хорошо видит препятствия и всегда их учитывает.)

Воительница

Образ воительницы всегда был достаточно популярен. Даже когда женщины были вынуждены посвящать свою жизнь исключительно дому, детям, мужу и церкви, воображение людей вдохновлял образ Царь - Девицы или Амазонки. Поэтому нет сомнений в том, что это достаточно важная женская роль - если ее не хватает в жизни, она проявится в фантазиях, сказках, былинах, литературе, художественных образах.

В реальной жизни мы встречаем не так много явных воительниц, женщин с оружием в руках. Но даже обычная женщина "на гражданке" способна нападать или защищаться. Современных "амазонок" отличает явная потребность мчаться и совершать подвиги. Такой сложно сидеть на месте и выжидать (если только она не наметила себе цель и не превратилась в Охотницу в засаде). Если поставлена задача, то она к ней относится как к героическому подвигу, который надо непременно выполнить и желательно быстро. Особенно, если это связано с предотвращением какой-либо, реальной или только воображаемой, опасности для себя или других. Ей легче действовать, чем чувствовать. Потому свои переживания она часто перебивает стремительной активностью.

Защитница слабых

Мы помним из мифа, что богиня Артемида была защитницей слабых. Так и женщины - Артемиды склонны защищать детей, молодежь, женщин и животных. Некоторые делают это своим жизненным призванием, выбирают соответствующую профессию, другие просто не пройдут мимо избиваемого ребенка или оскорбляемой женщины. Их поддержка и защита отличается от защиты Деметры. Последняя помогает по-матерински, успокаивая и утешая обиженного, подыскивая приют котенку, принимая у себя ушедшую от мужа подругу с детьми. Артемида, возможно, не даст так много ласки слабым и беззащитным. Зато она позаботится об их безопасности и при случае накажет обидчика. Или устроит этот случай. Это не та женщина, которая будет жаловаться на несчастную судьбу или сочувственно внимать подобным историям. Она пойдет и разберется. Добьется компенсации, восстановления прав, в крайнем случае, сделает так, что "врагу" мало не покажется. Ею движет в первую очередь стремление к справедливости.

Ситуации, в которые она ввязывается, могут быть разными: от серьезных до курьезных. Она может вступиться за избиваемую проститутку на вокзале, громко ругаясь, отбегая, чтобы не попало, и призывая на помощь. А может прийти в гости и постричь хозяйского кота: "Потому что кот длинношерстный, персидский и сильно запущенный… уже не колтуны даже, а войлок вместо шерсти… Вот я и показала хозяйскому сыну, как нужно теперь остричь кота, потом расчесать, потом вымыть… Остригла один бок, сбегала домой. Принесла "кошачьи" шампуни и оставила письменные инструкции".

Сестра

Главными родственными связями богини Артемиды были ее отношения с братом Аполлоном. Так и женщина-Артемида легко вживается в роль сестры. С мужчинами она может быть сестрой - помощницей (как Царевна при Семи богатырях), отвергая все эротические поползновения. Женщинам она также может предлагать свою дружбу - сестринство. Для нее не существует соперничества с другими женщинами из-за мужчины. Скорее она обидится на подругу, что та предпочла ей мужское общество. С мужчинами она бывает то ровна и спокойна, то начинает с ними конкурировать и состязаться. Для нее важно быть "не хуже мужчины". Достичь целей и следовать своим принципам для нее гораздо более значимо, чем устроить свою "женскую судьбу".

Верная соратница

Множество женщин - Артемид участвуют в общественных движениях. Они ведут политическую борьбу (в отличие от Афин - не ради себя, а для блага народа) и вступают в различные общественные движения. Здесь женщина - Артемида чувствует себя на своем месте: у нее есть четкие и часто простые цели, ей предоставляются способы добиться своего, и объясняется все стремлением к справедливости и борьбой за правое дело. Она способна стать верным другом и соратником, не обращая внимания на слабости своего пола, выносить все тяготы партийного или социального служения. Множество женщин - Артемид мы знаем по революционеркам XIX-XX веков, общественным и партийным активисткам наших дней.

Довольно часто женщины - Артемиды встречают в своем кружке, партии, организации или течении харизматического лидера, Вождя, за которым готовы следовать в огонь и в воду.

Стояла жизнь моя в углу
Заряженным ружьем -
Но вот хозяин взял меня -
И мы ушли вдвоем.

Теперь мы бродим по лесам -
Выслеживаем дичь -
Лишь только крикну я - холмы
Подхватывают клич.

Я улыбнусь - и теплый свет
Все осветит вокруг -
Как будто бы Везувий сам
Сюда явился вдруг.

Когда же мой Хозяин спит -
Я в головах лежу -
Надежнее подушки я
Тогда ему служу.

Его врагу - я лютый враг.
Смеется только раз
Тот оскорбитель - на кого
Кладу я желтый глаз.

Мой век длиннее - не дано
Нам заодно стареть -
Могу я только убивать -
Не в силах умереть.

(Эмили Дикинсон, перевод Аркадия Гаврилова)

Близость к дикой природе

Как мы помним, богиня Артемида проводила время в охоте и прогулках по диким местам природы. Лесная глушь и горные тропинки - это ее территория (также как города - территория Афины). Женщинам - Артемидам оказываются милы туристические походы, альпинизм, просто велосипедные путешествия. Часто они фанатично увлечены конным спортом - ухаживают за лошадьми и с удовольствием ездят верхом. Любовь к дикой природе проявляется у них в участии в экологических движениях. Активность "зеленых" дает им возможность заботиться о животных и об окружающей среде, путешествовать, реально действовать в этом мире, утверждая свою правоту.

Победительница

"Маленькие победы каждый день" не привлекут женщину - Артемиду. Она не ожидает вдруг крупного выигрыша, как Афродита. Не ждет неожиданностей, которые все изменят, как Персефона. Не рассчитывает на заслуженный успех, как Афина. Она стремится к победе в ситуации борьбы, соперничества с конкурентами. Противник для нее - лучший стимул для действия. "Я никогда не проигрываю! Я только выигрываю", - говорит она окружающим, - "Приготовься к поражению…" Она нацелена на победу просто потому, что поставила себе такую задачу.

Мстительница

Женщины-Артемиды способны видеть мир в черно-белой гамме, делить людей на "своих" и "чужих", "правых" и "неправых". На пути к своей цели они могут встречаться с препятствиями или людьми, действительно враждебно настроенными. Тогда "воительница" способна превратиться в "мстительницу". Обратимся за примером к популярному японскому мультфильму, который воплощает сценарий Артемиды - "Сейлор Мун". Помните основной лозунг главной героини? "Я - борец за добро и справедливость. Я, Сейлор Мун, несу возмездие во имя Луны!" Упоминание Луны - неслучайно, Артемида была лунной богиней, на ее головной повязке блестел полумесяц (как и у героини Сейлор Мун). В Древней Греции, кстати, девочек 9 - 10 лет (возраст персонажей и любительниц мультфильма) посвящали богине Артемиде, отправляя в лесные храмы, где они играли и резвились перед строгим замужеством.

Этапы жизни и окружение

Родители

Девочки-Артемиды легко вырастают в многодетных семьях, где первенство и превосходство отдается мальчикам, их братьям. Тогда девочка может просто подражать и копировать наиболее успешные модели поведения. Измотанная многочисленным семейством мать не в состоянии уделять много времени и служить привлекательным образцом для дочери. В других случаях отец сам, не дождавшись сына-наследника, воспитывает девочку как мальчика, обучая ее всяким "мужским" занятиям. Если в свою очередь мать (или заменяющая ее женщина) не обращает внимания на свою дочь, например, отдавая предпочтение другой, более хорошенькой или более желанной, то девочка может вырасти, не ощущая преимуществ своей женской роли.

Бывают случаи, когда отец оказывается чересчур властным и жестоким человеком, подавляющим своих близких. Тогда единственный способ выжить и сохранить чувство собственного достоинства для дочери в такой семье - играть роль мужчины или хотя бы мальчика. Потому что быть мужчиной в таком семействе означает быть сильным. Даже просто предпочтение мальчиков перед девочками ("вообще-то мы ждали мальчика… но раз уж ты родилась…") может побудить девочку играть мужскую роль и конкурировать с реальными мужчинами. Вырасти борцом за идейные права "поможет" дочери и отец - оппозиционер, или просто социальный неудачник.

Детство

Вы всегда без труда узнаете девочку-Артемиду. Это такая "девочка - мальчик", активная, хулиганистая, любительница мальчишеских игр. Ей определенно интереснее исследовать окружающий мир, нежели сидеть в песочнице и лепить куличики, или же кормить с ложки непонятливую куклу. Она не удовлетворится набором покорных оловянных солдатиков или цветных разборных индейцев как Афина, а предпочтет пойти в лес и наблюдать за жизнью муравейника. Или найдет гадюку… С ней постоянно случаются всякие истории, которые часто счастливо заканчиваются ("могло быть хуже!" - думают родители). Зато детский лагерь с его спортивными соревнованиями, экскурсиями, групповой активностью оказывается ее любимым местом отдыха. Пытливый ум и любознательность, готовность к активным действиям девочка - Артемида может сохранить на всю жизнь.

В старшем детском возрасте ею могут завладеть дух бунтарства, агрессия и даже склонность к мести по отношению к другим детям. Обычно это бывает спровоцировано социальной незащищенностью ее семьи и социальной же завистью. Такой ребенок вырастает, чтобы "сделать жизнь лучше", искоренив то или иное. Ярким примером такого детства женщины-Артемиды может служить жизнь Надежды Константиновны Крупской - верной подруги вождя большевиков, не знавшей в жизни ничего кроме революционной борьбы и ссылок где-нибудь в лесной глуши. Ее отец был дворянином с хорошим военным образованием, но оппозиционером и к тому же - неудачником. Возможно именно это и сформировало в девочке ее вечную неприязнь к власть имущим.

Юность и молодость

Юность для девушки-Артемиды - это не волнительная эпоха полового созревания, а самое время для подросткового бунта. Девушки пытаются узнать новое и неизведанное, знакомятся с разнообразными компаниями, политическими или духовными течениями, окунаются в приключения. Но сфера их интересов лежит вне области отношений между мужчиной и женщиной (как у Афродиты), а в области отношений человека со всем миром, окружающей природой или государством. Они тоже пускаются в авантюры, но не любовные или сексуальные, как девушки, в которых пробудилась Афродита. Их тянет в многодневные походы на байдарках, они ездят автостопом по всей Европе, отправляются на Алтай. Знакомятся не с красивыми и богатыми молодыми людьми на дорогих иномарках, а с неопрятными безумными идеологами чего угодно, которые напоследок "стреляют" у них сигаретку. Часами рассуждают о верности и предательстве, долге каждого и смысле жизни.

Друзья и приятели этого периода могут восприниматься самой девушкой как "братья" или "просто знакомые". Она обычно не вкладывает в общение с ними никакого эротического или матримониального смысла. Секс для нее часто - еще одно приключение, исследование мира. Одна такая девушка после первого сексуального опыта сообщила: "Теперь все понятно!"

Работа

Женщины-Артемиды могут выбрать "помогающие" и деятельные профессии, например, стать социальным работником, или врачом "скорой помощи", или заняться правозащитной деятельностью. Организовать или устроиться в центр по реабилитации жертв семейного или сексуального насилия. В любом случае, если женщина этим занялась, в ней уже проснулась защитница Артемида. В других случаях женщины начинают заниматься общественной деятельностью, так как противопоставляют себя обществу или государству. Тогда для них очень важной оказывается поддержка группы единомышленников.

Женщина-Артемида может выбрать и уединение в лесной глуши, выбрав "неженскую" профессию, став геологом или метеорологом на далекой станции.

Если женщина неожиданно и немного эпатажно выбирает "мужскую" профессию, как бы соревнуясь с мужчиной, то перед вами женщина-Артемида. (Вспомним тут знаменитых военных летчиц или трактористок советских времен, даже современных российских предпринимательниц.)

На работе женщина-Артемида будет "гореть" и "болеть душой" за общее дело. И вместе с тем она может быть очень скупа на сочувствие и немилосердна к тем, кто этому делу, как ей кажется, вредит или мешает. Она из тех, кто может прийти к начальнику и устроить сцену, скандал, швырнуть заявление об увольнении из-за того, что, по ее мнению, ей мешают выполнять работу так, как с ее точки зрения лучше. И в самой постановке вопроса она обычно оказывается права.

Отношения с женщинами

Богиня Артемида более всех других бессмертных предпочитала общество женщин. Она постоянно находилась в окружении подруг. Говорят, что она требовала от своих спутниц, чтобы те хранили девственность, так же, как она, не отдаваясь ни одному мужчине. Когда же Зевс соблазнил одну из них - Каллисто (по одной из версий - в образе самой Артемиды) и та забеременела, то разгневанная Артемида прогнала подругу, превратила ее в медведицу и спустила на нее собак. Виновник этой некрасивой истории - Зевс - поспешил превратить несчастную Каллисто в созвездие Большой Медведицы.

Женщина - Артемида порой чем-то напоминает богиню. Она любит общаться с девушками, может быть хранительницей чужих тайн и верной помощницей. Она всегда предоставит приют ушедшей из дома подруге и сделает все от нее зависящее в сложной ситуации. Она долго сохраняет лояльные отношения с другими женщинами. Ее раздражает только одно - мужчины этих женщин. Она не завистлива к "женским успехам" других, но может быть чрезвычайно ревнива к женской дружбе. Если старая подруга вышла замуж и теперь общается с женщиной - Артемидой не так часто, то та воспринимает это как предательство. Если встрече с ней подруга предпочла свидание с мужчиной, то Артемида вознегодует. Она еще даст шанс несчастной женщине "исправиться"… и будет ожидать этого покаянного возвращения, вне зависимости от реального положения дел.

Не столь категоричные женщины с сильным элементом Артемиды в своей душе способны на верную и крепкую женскую дружбу, которая переживает и любовь, и замужество, и рождение детей, и их воспитание, и возню с внуками. "Мы друг другу как сестры!" - говорят они окружающим. А дети и внуки этих женщин могут считать себя одной семьей.

Отношения с мужчинами

Женщины - Артемиды могут воспринимать мужчин или вступать в отношения трех типов. Они уважают и преклоняются перед Вождем. Дружат и соперничают с Братьями. Испытывают и презирают Виноватых.

Вожди и наставники

Активная, сражающаяся за справедливость девушка легко может увлечься идеологом, лидером того или иного общественного или политического движения. Она будет уважать его и преклоняться перед ним, не стремясь стать "его женщиной". Если же они сближаются, то "верная подруга" все равно останется соратником по борьбе. Когда в ней не разбужена Гера, женщина - Артемида может воспринимать близкую связь или брак с вождем просто как приближение к лидеру и продвижение по карьерной лестнице. Она попытается оправдать такое доверие. И не станет попрекать мужа или любовника его изменами, флиртом с другими женщинами. Если в ней пробудилась Деметра, то она станет ему скорее "мамочкой", чем женой. Впрочем, на примере Н.К. Крупской мы видим, что жена вождя может так и остаться вечной Артемидой - соратницей, смотрящей в рот своему мужу, неумелой хозяйкой и тенденциозным теоретиком педагогики. Можно сказать, что ее душа так и осталась в ссылках и лагерях, а самыми большими праздниками оставались скромные вечеринки с пельменями в обществе старых партийцев. Современные подруги народных лидеров, разделяющие их политические взгляды и даже партийные идеологи - женщины, являют в себе Артемид наших дней.

Братья

У богини Артемиды был любимый брат - Аполлон. Они были очень похожи в своей любви к охоте, равно как и в приязни к своему полу. Оба любили соревноваться и хвастаться друг перед другом. Но однажды у Артемиды появился возлюбленный, и тоже охотник - Орион. И Аполлон приревновал сестру. Как-то он улучил момент и поспорил с Артемидой, что та ни за что не подстрелит "вот ту штуку", которая виднеется в воде. Стрелы Артемиды не знали промаха. Но мишенью оказалась голова Ориона, вышедшего поплавать. Так стремление к соперничеству Артемиды оказалось сильнее ее любви к мужчине.

Эта история очень хорошо показывает отношения женщины - Артемиды с братьями или возлюбленными, с которыми она ведет себя как сестра. А также с друзьями, которых она воспринимает как братьев. Вообще, это самые распространенные ее отношения с мужчинами. Либо у нее есть брат, с которым она проводит все свободное время и чьими делами и интересами живет. А всех своих молодых людей сравнивает с братом или выбирает по его образу и подобию. Даже если у женщины-Артемиды нет и никогда не было брата, она строит со своими мужчинами братско - сестринские отношения двух соратников, а иногда и соперников. К примеру, девушка и парень могут заниматься боевыми искусствами, стрельбой, конным спортом, - словом, одним делом. Временами они разбегаются, потом вновь сходятся. Причем, что интересно, после разрыва "официальное" появление у второй половины другого возлюбленного или возлюбленной становится знаком для лихорадочного возобновления отношений. Как если бы появление соперника возбуждало готовность с ним (или с ней) конкурировать. Вне какой-либо конкуренции женщина - Артемида может просто не видеть смысла в этой связи. (Понятно, что с другой стороны Артемиде так подыгрывать может только ее брат - близнец Аполлон.)

С другими мужчинами женщина - Артемида может вести себя ровным счетом как сестра. И лучше им не нарушать сложившихся правил. "Братьям" она готова помогать, заботиться, по - своему любить… Иногда конкурировать - она вообще любит агрессию и конфликты, это ее стихия. Но вот влюбленный почти наверняка станет ее "жертвой". Впрочем, "братья", не согласные с генеральной линией партии и самим Вождем, также могут оказаться в глазах такой женщины "виновными", если не врагами.

Виноватые

Наиболее известна трагичная история охотника Актеона, который был настолько хорош в своем деле, что начал соперничать с Артемидой. Как-то раз ему удалось случайно подсмотреть купание богини и ее свиты. Актеон не стал скрывать от друзей, что видел бессмертную обнаженной, и это разъярило Артемиду еще более. Она превратила болтливого охотника в оленя, и его разорвали собственные собаки.

Эта история напоминает взаимоотношения женщин - Артемид с теми, кого она считает своими обидчиками или просто виноватыми. Она может бороться до победного конца в конкурентной борьбе, стремясь уничтожить соперника, если не физически, то морально. Или вообще убрать его с поля. (Подобным образом Н.К. Крупская убирала из детских библиотек книги А. Дюма или Л.Н. Толстого, считая их вредными для подрастающего поколения.)

Также она может подпустить мужчину к себе достаточно близко (как Артемида во время купания - вряд ли она не заметила пялящегося во все глаза охотника), например стремительно сойдясь с ним, или просто приблизив к себе. При этом человек может увидеть ее такой, какая она есть на самом деле, - нежная, игривая, ранимая… Но при малейшем отступлении мужчины хотя бы на шаг (короткого отстранения, или неверного поступка, или просто излишней медлительности и неуверенности), Артемида его накажет. Она постарается его унизить в глазах друзей, рассказывая какие-то его интимные тайны или просто придумывая что-то. Она будет говорить о нем с презрением и негодованием. Она не простит ему того, что он видел ее беззащитной.

В нее легко влюбляются мужчины - она привлекает своей стремительностью, силой, самодостаточностью. И она легко подпускает их к себе. Но может не давать им возможности выразить себя по-мужски, вечно конкурируя и показывая, как на самом деле должен поступать мужчина. Например, в излюбленном ею лесном или горном походе, на привале она, пока мужчины решили передохнуть, добудет ветки, разведет костер, приготовит еду и поставит палатки. При этом она даже может не говорить что-то вроде "Да, мужики нынче не те…" Она уже дала это понять. У мужчин часто появляется желание "поставить такую бабу на место" и начинается скандал. А "выяснение кто здесь прав" - это стихия Артемиды. Она устроит такое, что окружающим мало не покажется. Слишком часто, увы, подспудной задачей женщины - Артемиды оказывается демонстрация своего превосходства над мужчинами.

Дети

Женщина - Артемида не очень похожа на добрую уютную мамочку. У нее вызывают досаду ограничения, связанные с беременностью и кормлением, первыми годами жизни ребенка. Она из тех, кто рожает в командировке, или в перерыве между "очень важными делами, которые надо непременно успеть сделать". Похоже, что именно эти женщины придумали "кенгурятник" - сидение и набор лямок для ребенка, не стесняющий движений матери.

Зато женщина - Артемида может легко продемонстрировать тип "сумасшедшей" или "разъяренной мамаши", если ее чаду грозит опасность или его уже успел кто-то обидеть. Нет, она не будет воевать с другими детьми, но успешно "наваляет" взрослым. Она способна защищать не только своих детей, но и чужих - и своим темпераментом при этом всем напомнит медведицу с медвежатами. У детей бывает ощущение, что именно эти женщины (это могут быть матери, сестры, тети) способны защитить их от любого врага и стоять за них до конца.

Эти женщины любят возиться с детьми лет 7 - 11-ти. Им нравится показывать животный мир, учить практическим навыкам поведения в диких местах, открывать красоты природы. Наверно, это единственные мамы, которые радостно воспримут любую новую живность в доме и не удивятся появлению жуков на подоконнике, лягушек в холодильнике, а змей - в трехлитровых банках. Они с удовольствием пойдут в детский велосипедный поход (сопровождая класс, например), уговорят остальных родителей отправиться на экскурсию в пещеры, научат находить в лесу север и юг и расскажут уставшим подросткам о счастье от выполнения великой цели.

Такая мать может слишком рано воспитывать в детях самостоятельность. И дальше все будет зависеть от того, удастся ли с этим справиться ее ребенку. Если нет, то ребенок будет ощущать себя отвергнутым и пытаться все больше и все сильнее уцепиться за мать.

Средние годы

После тридцати шести женщина - Артемида неизбежно сталкивается с проблемой "что делать дальше в этой жизни". К этому времени основные цели молодой поры уже достигнуты и остается один выбор: либо продолжать свой путь самостоятельной и независимой женщины, либо "завести семью". Это и время выяснения, действительно ли женщина добилась успеха и достигла своих целей, или же потерпела неудачу. Это время странных и вещих снов, наполненных "призраками прошлого" или впечатлениями детства. Жизнь спрашивает женщину - Артемиду: "Куда ты теперь?"

В это время женщины понимают, что время проходит. Вечно моложавая Артемида может выглядеть на десять лет младше своего возраста (вспомним Александру Коллонтай - лучше всего она выглядела в период Октябрьской революции, в которой принимала самое деятельное участие, а ведь ей было уже за сорок). Но с возрастом приходят не только морщины, появляется зрелость, опыт, усталость. Для женщины - Артемиды намного важнее то, что ее уже не увлекают пламенные трибуны и высокие идеи. Это для нее может быть большим шоком, нежели седые волосы или складки на шее. Неожиданно именно в этот момент женщина - Артемида может открыть для себя важность присутствия мужчины рядом с ней, друга или любимого, мужа. Возможно, ей страшно захочется родить ребенка, сейчас, когда осталось всего несколько лет до менопаузы. И она все для этого сделает.

Старость

В старости активная женщина - Артемида может увлечься диковинными идеями оздоровления организма. Это дает ей возможность и сохранять себя в форме, и посещать круг единомышленников, и верить в нового Вождя. Женщина-Артемида будет вдохновенно обливаться холодной водой и плавать зимой в проруби, выращивать чайный гриб и потчевать внуков странными отварами.

Женщины, отдавшие всю свою жизнь общественности, могут разочароваться в прежних идеалах. Снова вспомним дожившую до преклонных лет видную революционерку, а позже дипломата - Александру Коллонтай. То ли годы прибавили ей мудрости, то ли она просто перестала скрывать от себя истинное положение вещей. Она говорила своим друзьям о том, что идеи рухнули, друзья превратились во врагов, а жизнь народа стала хуже, а не лучше. Но тогда же она и подвела в дневнике итоги своей жизни: "Главное, что сделала за жизнь: подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая... разрешение равноправия в сексуальной морали".

© Бедненко Г.Б., 2003
"Невский Проспект", 2003


Вернуться в "Магию" | Вернуться на главную страницу