Галина Бедненко

Мифодрама "Нисхождение Инанны в Преисподнюю"

(Сноски опущены)

Древняя Месопотамия (Двуречье) в наше время оказывается малоизвестной и малопонятной культурой . Она не оставила прямых культурных потомков, как Древняя Греция (и Рим) или Скандинавская цивилизация, мало сохранилось и материальных памятников, каковые остались от Древнего Египта. Отголоски мифов мы можем проследить разве что в заимствованиях семитских народов и отзвуках былой борьбы культов в Ветхом Завете. В тоже время культурные традиции Месопотамии оказали заметное влияние на развитие западноевропейской астрологии и магии. В последние два века это заимствование стало вполне осознанным. И перепевы знакомых мотивов нам чудятся у культового писателя Лавкрафта, художника Гигера…

Мы выбрали для мифодраматической постановки мифы Двуречья потому что культура этой цивилизации кажется нам довольно чужой, незнакомой и вместе с тем привлекательной, могучей, обладающей особой харизмой. Миф о нисхождении Инанны в Преисподнюю оказался особенно интересен, потому что мы уже отдали должное подобному (условно, "сезонному") греческому мифу о похищении Персефоны в царство Аида, и было любопытно взглянуть на то, как схожий мотив представлялся в более древней, архаической культуре Месопотамии. Одна фигура Инанны, как богини любви и войны одновременно, чего стоит!

Персонажи

Инанна - "владычица небес"; возможно, народная этимология, в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри. Основной аспект Инанны - богини любовной страсти препятствовал закреплению за ней постоянного супруга. С Инанной связано большое число мифов. Один из мифов связан с определением функций богини. Инанна жалуется мудрому "отцу" Энки на то, что её обошли при распределении божественных обязанностей. Тогда Энки наделяет Инанну любовью к битвам и разрушению, способностью привлекать мужчин и дарит ей всевозможные одеяния.

Думузи - "истинный сын", бог шумеро-аккадской мифологии. Первоначально, вероятно, мыслился смертным. Его мать - богиня Туртур (Сиртур), сестра - Гештинанна, а отец, вероятно, Энки. Главные мифы Думузи - о любви Думузи к богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире, в котором, по приговору Инанны, Думузи должен проводить полгода, с чем связывается летняя засуха в степи.

Энкимду - в шумерской мифо-эпической традиции слуга, раб Гильгамеша; в аккадской - герой, соратник и друг Гильгамеша, его побратим. Тело Энкимду покрыто шерстью, он не знает цивилизации, живёт в степи, близок диким животным, защищает их от охотников. Соприкоснувшись с цивилизованной жизнью (Энкимду соблазняет блудница, он вкушает хлеб и вино), он, подобно деревенским пастухам, защищает стада от диких зверей с оружием в руках.

Энки - один из демиургов. Бог подземных пресных вод, строитель каналов. Он принес в мир "ме" - основополагающие понятия этого мира. Это основные понятия, без которых невозможна жизнь любого человеческого сообщества. Один из шумерских поэтов перечислил сто "ме". Из шумерских слов, их обозначающих, пока понятны лишь шестьдесят: верховная власть, власть богов, корона, скипетр, царская власть, истина, нисхождение в подземное царство, потоп, оружие, ужас, раздор, мир, победа и др. Люди должны были знать и чтить "ме", чтобы не быть подобным животным. Это одновременно и основы культуры и небесные аналоги земных вещей, так как чтобы вещь стала реальной, значащей, она должна иметь аналог "на небесах" - принадлежать сакральному. Можно заметить в понятиях о "ме" схожесть, или даже идентичность архетипам Платона.

Энки воздвигает град из океана пресных вод. Обладает мудростью и владеет магией. Занимается магическим целительством и очищением богов и людей. Также он является инициатором разрушения Золотого Века, чтобы люди не стали как боги .

Гештинанна - "виноградная лоза небес"(?), богиня шумерской мифологии. В шумерских текстах круга Инанны - Думузи Г. появляется как любимая сестра Думузи (в тексте "Смерть Думузи" её эпитеты: "певунья", "колдунья", "вещунья", "знающая тайны письма", "толковательница снов"). Она толкует пророческие сны Думузи и стремится спасти его от гибели. Гештинанна не выдаёт Думузи злобным демонам гала, соглашается проводить полгода в подземном царстве вместо брата. Связь Гештинанны с подземным миром прослеживается и по другим источникам.

Уту - "светлый", "сияющий", "день", Шамаш (аккад., "солнце"), в шумеро-аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны {Иштар). В ежедневном странствии по небу Уту - Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор. Ночью он путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питьё, еду (его аккадский эпитет - "солнце мёртвых душ"). Как божество всевидящего света, он - судья, хранитель справедливости и истины.

Нингаль - "великая госпожа", в шумеро-аккадской мифологии супруга бога луны Нанны, мать солнечного бога Уту (Шамаша) и Инанны.

Энлиль - "владыка - ветер", один из главных богов шумеро-аккадского пантеона. Главные эпитеты Энлиля - "Великая гора", "Могучий утёс". Термин "энлильство" означает "господство", и этим качеством может обладать любой могущественный бог. В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы (бога бури, воздуха?). В гимнах и молитвах к Э. его сравнивают с диким быком, с ревущим ветром. В текстах нередко подчёркивается его злобность по отношению к людям. Так, именно Энлиль, по всей видимости, больше других богов виноват во всемирном потопе. Его постоянно раздражает шум людской жизни, и он насылает на человечество бедствия - чуму, засуху, засоление и, наконец, снова потоп.

Нанна - лунное божество, "тот, чей подъём - сияние" Нанна - первенец Энлиля и Нинлиль, рождённый ею в подземном мире. Супруга Нанны - Нингаль, дети - солнечный бог Уту (аккад. Шамаш) и планета Венера (Инанна, Иштар). При большой распространённости культа луны в Двуречье всегда подчёркивается подчинённое положение бога луны по отношению к его отцу Энлилю. Очень рано сложилось представление о "барке Нанны", в которой тот путешествует ночью по небу, а днём - по подземному царству.

Эрешкигаль - "хозяйка(?) большой земли", богиня - владычица подземного царства; одно из её имён - Кигаль ("большая земля", т. е. подземный мир). Эрешкигаль - старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия (характерная деталь: когда погибает богиня рождения Инанна, то Эрешкигаль мучается родами в подземном царстве).

Сюжет

Брак Инанны и Думузи

Самой могучей и самой прекрасной среди богинь была Инанна. Она жила на небе и временами сходила на землю. Тогда зеленела трава, всходили злаки, поля покрывались цветами. Полюбили прекрасную Инанну добрые кормильцы богов и людей - божественный пастух Думузи и божественный земледелец Энкимду. Они оба приходили свататься к прелестной богине-деве, но она колебалась и не знала, кого из них предпочесть. Ее брат, бог солнца Уту, уговаривал ее предпочесть Думузи.

Но Инанна отказывалась наотрез. Она полюбила Энкимду.

У Думузи была сестра Гештинанна. И она тоже уговаривала Инанну предпочесть Думузи. Вскоре Думузи пришел в дом к матери Инанны - Нингаль, и та решила, что нет лучшего мужа для ее дочери, чем пастух Думузи.

Новый жених встретил на берегу реки Энкимду, они поговорили и решили не быть больше соперниками. И Думузи дружески пригласил земледельца на свою свадьбу. Когда на следующий день Думузи пришел в дом богини Нингаль, та отправила дочь надеть свои лучшие одежды и выйти к своему жениху. Так Инанна стала женой Думузи.

Нисхождение Инанны в преисподнюю

Инанна была великой богиней, и брака с Думузи на земле ей было мало. Она решила навестить свою сестру Эрешкигаль, которая - как весм было известно - никого из живых не пускает в свое царство. Она узнала о том, что муж ее сестры, великий властитель Гугальанна, погиб, и Эрешкигаль совершает погребальные обряды. Тогда Инанна решила спуститься в гости к старшей сестре, чтобы выразить ей свое сочувствие.

Но на всякий случай она предупредила своего верного везира Ниншубура (или Ниншубур, советницу), что если она не вернется через три дня и три ночи, то будет необходимо обратиться за помощью к владыке богов Энлилю, к отцу Инанны Нанне и к премудрому Энки.

Распорядившись так, Инанна покинула небо и землю, где она была владычицей, и направилась к входу в мрачный подземный мир. Она взяла с собой семь волшебных амулетов, заключающих в себе божественные законы:

Свои тайные силы - их семь - собрала.
Собрала силы, в руке зажала.
Свои тайные силы у ног сложила.
На ее голове - венец Эдена, Шугур.
На ее челе - налобная лента "Прелесть чела".
В ее руках - знаки владычества и суда.
Ожерелье лазурное обнимает шею.
Двойная подвеска украшает груди.
Золотые запястья обвивают руки.
Прикрыты груди сеткой "Ко мне, мужчина, ко мне".
Прикрыты бедра повязкой, одеяньем владычиц.
Притираньем "Приди, приди" подведены глаза.
(перевод В.К. Афанасьевой)

Инанна подошла к храму из ляпис-лазури, где обитала Эрешкигаль. Привратник Преисподней Нети провел ее через семь врат, за каждыми из которых Инанне пришлось отдавать один из своих "предметов силы".

И у нее, когда вошла,
Венец Эдена. Шугур, снял с головы.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда вошла во вторые врата,
Знаки владычества и суда у нее отобрал.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда вошла она в третьи врата,
Ожерелье лазурное с шеи снял.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда в четвертые вошла врата,
Двойную подвеску с груди ее снял.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда в пятые вошла врата,
Золотые запястья с рук ее снял.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда в шестые вошла врата,
Сетку "Ко мне, мужчина, ко мне" с груди ее снял.
"Что это, что?"
"Смирись, Инаниа, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

И когда в седьмые вошла врата,
Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.
"Что это, что?"
"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"
(Перевод В.К. Афанасьевой)

В конце концов, она абсолютно нагая предстала перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Заподозрив сестру в нечистых намерениях, Эрешкигаль устремила на нее свой убийственный взор и Инанна превратилась в труп, который затем подвесили на столбе.

На четвертый день Ниншубур, видя, что его госпожа не вернулась, начинает обходить богов. Энлиль и Нанна отказали ему, но Энки, понимая какими бедами угрожает земле исчезновение богини плодородия, соглашается помочь. Он вонзил свои руки в почву, достал из-под ногтей кусочки глины и вылепил из нее двух загадочных существ - Кургарру и Калатурру. Они не были ни мужчинами, ни женщинами и покорно исполняли волю бога. Получив от Энки "траву жизни", "воду жизни" и соответствующие наставления, эти существа отправляются в подземный мир. Когда они явились к Эрешкигаль, та заявила им, что они могут забирать труп прекрасной богини. Сняв тело Инанны с крюка, Кургарру и Калатурру побрызгали его " водой жизни", посыпали "травой жизни" и воскресили богиню. Но семь подземных богов - аннунаков преграждают ей путь наверх. Нерушимым правилом нижнего мира является невозможность вернуться на землю, не предоставив себе замену. Инанна соглашается на эти условия.

Инанна возвращается в верхний мир в сопровождении толпы аннунаков, которые должны были забрать того, на кого она укажет. Инанна по очереди обходит наиболее близких ей друзей - Ниншубура, бога города Латарака, возлюбленного Шару из города Уммы, но все они в ужасе умоляют ее освободить их от столь страшной участи. Наконец богиня с демонами прибывает в Урук, где ее супруг Думузи вместо того, чтобы оплакивать гибель жены, спокойно восседал на троне в пышных царских одеждах. Вне себя от гнева Инанна отдает демонам своего неверного мужа.

Несчастный Думузи обращает молитвы к брату своей беспощадной супруги богу Солнца Уту, который соглашается помочь. Он превращает руки и ноги Думузи в змей, и тот спасается бегством. (На этом месте текст на табличках заканчивается и продолжение мифа можно восстановить лишь по более поздним текстам.) Думузи теперь превращен Уту в газель и бежит от демонов, сообщив место своего убежища только сестре Гештинанне и неизвестному другу. Но этот друг, подкупленный демонами - гала (галлу) - открывает им место убежища Думузи и тот вынужден бежать дальше. В конце концов, демоны хватают его и разрывают на части. Гештинанна готова сойти в подземный мир за брата, но Инанна, которой дано быть судьей, изрекает свой приговор - "полгода - ты, полгода - она", то есть Гештинанна и Думузи должны поочерёдно делить свою судьбу в подземном мире.

Интерпретация сюжета

Первая часть сюжета обращает нас к теме сепарации от матери, как формальной (выход замуж), так и реальной (независимость от ее мнения). Этот вопрос, как и проблема выбора между двумя претендентами встает перед Инанной - и участницей группы, которая ее играет - со всей очевидностью. Это обычные темы девичества, волюшки вольной и давления семьи (или социума), необходимости выбора или избегания его, в последнем случае это все относится и к мужским персонажам.

Традиционный сюжет о сезонном уходе богини весны, любви, плодородия под землю может интерпретироваться как метафора психической травмы и возрождения. Подобно истории о похищении Коры, и здесь мы видим игривую и непосредственную, вечно молодую часть души, ставшую трагической Пленницей в Подземном царстве. Наблюдает и ее возвращение, с помощью более зрелой и опытной части - Энки, "технического помощника", посредника, везира Ниншубур и неких прикладных "механизмов", возможно, техник - искусственных человечков Кургарру и Калатурру. Здесь механизм освобождения, кстати, прописан и продуман более технично и детально, в этом действе больше ритуала, чем при возвращении греческой Коры, где сработал материнский шантаж и просто повеление верховного бога. Потому для проигрывания темы "возвращения души" может оказаться более эффективным именно шумерский вариант. Ритуальное пробуждение к жизни в драматическом разыгрывании работает очень хорошо и сильно.

Выдача Инанной своего мужа демонам и судьям Подземного мира, на современный взгляд, кажется непонятной жестокостью. Можно, конечно, объяснить ее гневливых божественным характером и великой разницей между людьми и богами, однако, дело, как кажется еще и в другом. Когда речь идет о жизни и смерти, о выживании, то правила становятся более жесткими, или устраняются вовсе. Этот миф бытовал во времена гораздо более суровые к людям, нежели те, в которые живем мы с вами. Потому то, что действительно обладает ценностью - жизнь! - на сторонний взгляд обладает ценой гораздо большей. Для того чтобы выжить (или занимать необходимое место в этой жизни) прилагаются большие усилия и приносятся гораздо большие жертвы. Потому в жертву приносятся и другие (Думузи), и таковая принимается добровольно (Гештианна). Все это случилось для того, чтобы богиня любви (в ее креативной и прокреативной части прежде всего) не умерла, не осталась в царстве мертвых, не исчезла. Жертвы это цена жизни и любви, об этом нам тоже говорит этот миф.

Еще одна тема, которую поднимает этот миф связан со взаимоотношениями светлой Инанны и темной Эрешкигаль. Мы можем рассматривать этот аспект как историю встречи со своей Тенью, отдельный этап на пути индивидуации по К.-Г. Юнгу. Интересно отметить, что этот взгляд на сюжет предлагают нам современные юнгианские тарологи , в частности Хайо Банцхаф. Он предлагает карточный расклад "Нисхождение Инанны", который отвечает на вопрос "Как мне узнать свои теневые стороны и научиться их контролировать?" В нем позиция Инанны обозначает "светлую (или предположительно светлую) сторону личности, высвободить или восстановить которую возможно лишь путем встречи со своей темной стороной и принятия ее". Позиция Нети - препятствие на этом пути. Семь карт, обозначающих предметы силы Инанны будут тем, от чего необходимо временно отказаться для познания своей Тени (это могут быть предрассудки, установки, ограничения, правила, привычки). Карта Эрешкигаль станет ликом той самй Тени. Позиция Ниншубура, везира Инанны у Банцхафа, показатель помощника в Подземном мире, но мы рассматриваем его как помощника, оставшегося в реальности, "остатки здравого смысла" на пути знакомства и познания своей Тени. Также, в расклад Банцхафа мы вводим отдельно позиции "экспериментальных человечков" - они покажут искомые механизмы для понимания своей Тени и возможности выхода из Подземного царства, то есть способности отделиться от нее. Этому способствуют и реальные ресурсы (еще две карты), соответствующие Воде Жизни и Пище (или Траве) Жизни. Как обычно показывается в подобных раскладах, мы видим новую, возрожденную Инанну, это то, что произошло с человеком после познания своей Тени. И наконец карта Думузи продемонстрирует то, от чего придется отказаться в результате этого познания. Это может быть то, что на этот раз уйдет в Тень, хотя и не будет вытеснено насовсем, благодаря своим возвращениям.

Инанна и Думмузи: сценарий

Сцена 1. "Сватовство и соперничество. Священный брак"

Территория: Земля. Небо.

Персонажи: Инанна, Энкимду, Думмузи, Гештинанна. Уту. (Нингаль.) Смертные.

Сюжет: Энкимду и Думмузи влюбляются в Инанну и сватаются к ней. Инанна первоначально предпочитает Энкимду, однако Уту, выступающий посредником, ходатайствует за Думузи, и И. меняет своё решение. По другим версиям, в этом активно участвует Гештинанна. В результате Инанна выбирает Думмузи. Священный брак. (Угощения.)

Сцена 2. "Замужняя жизнь Инанны"

Территория: Земля. Небо. Преисподняя.

Персонажи: Инанна, Энкимду, Думмузи, Гештинанна. Уту. (Нингаль.) Другие боги: Энки и проч.

Сюжет: Супружество Инанны и Думмузи.

Сцена 3. "Нисхождение".

Территория: Земля. Преисподняя. Небо.

Персонажи: Инанна, Думмузи, Гештинанна. Эрешкигаль. Ниншубур. (Энки. Энлиль, Нанна). Нети - страж царства.

Сюжет: Инанна решает отправиться в Подземный мир. Опасаясь, как бы её сестра царица подземного царства Эрешкигаль не предала её смерти, Инанна оставляет своему послу и визирю Ниншубуре наказ: через три дня совершить на "холмах погребальных" обряд её оплакивания, а затем отправляться в храмы трёх великих богов - Энлиля, Нанны и Энки и просить у них помощи в спасении Инанны из "страны без возврата". Она спускается вниз, там встречает сестру Эрешкигаль. Нети снимает с Инанны все покровы и вешает ее на крюк.

Сцена 4. "Вызволение".

Территория: Земля. Преисподняя. Небо.

Персонажи: Инанна, Думмузи, Гештинанна. Эрешкигаль. Ниншубур. Энки, Кургарру - Калатурру. (Энлиль, Нанна). Ануннаки.

Сюжет: Ниншубур просит богов о помощи. Из трёх богов только Энки принимает меры к спасению Инанны Он достаёт грязь из-под ногтей, "крашенных красной краской", и лепит два загадочных существа - "кургара" и "калатура" (по-видимому, евнухов или уродцев), снабжает их "травой жизни" и "водой жизни" и, научив магическому заклинанию, отправляет в подземное царство. Появившиеся в подземном царстве посланцы Энки застают Эрешкигаль в родовых муках. "Кургарру" и "калатурру", смягчив заклинательной формулой муки царицы, добиваются у неё обещания выполнить их желание. Они просят труп Инанны, а затем оживляют его травой и водой жизни.За ней бегут ануннаки.

Атрибуты: пластилин.

Сцена 5. "Преследования".

Территория: Земля. Преисподняя. Небо.

Персонажи: Инанна, Думмузи, Гештинанна. Энки. Боги Шара и Латарак. Ануннаки.

Сюжет: Инанна не может покинуть подземного мира, не оставив там себе замены, таков закон "страны без возврата", одинаковый для богов и для людей. После трёхкратных поисков-выбора (Ниншубура, бог Лулаль и сын-возлюбленный Шара) И. приходит в Кулаб - пригород Урука, где застаёт своего супруга Думузи сидящим на троне в царских одеждах. На него она и устремляет "взгляд смерти".

Сцена 6. "Поимка Думузи"

Территория: Земля. Преисподняя. Небо.

Персонажи: Инанна, Думмузи, Гештинанна. Ануннаки. Уту.

Сюжет: Думузи обращается к Уту с мольбой о помощи, бежит, сообщив место своего убежища только сестре Гештинанне и неизвестному "другу". Думузи преследуют демоны гала, неумолимо требующие исполнения законов подземного мира. Гештинанна не выдаёт его, хотя гала подвергают её мучительным пыткам. Друг, подкупленный гала, открывает им место убежища Думузи, тот бежит дальше, Уту превращает его в газель (или ящерицу), но, в конце концов, демоны всё же настигают его и разрывают на части.

Сцена 7. "Отправка Думмузи к Эрешкигаль. Обмен Гештинанны".

Территория: Земля. Преисподняя. Небо.

Персонажи: Инанна, Думмузи, Гештинанна. Эрешкигаль.

Сюжет: Думмузи препровождают в царство Эрешкигаль. Он там живет. Гештинанна готова сойти в подземный мир за брата, но Инанна, которой дано быть судьёй, изрекает свой приговор: "полгода ты, полгода - она", т. е. Гештинанна и Думузи должны поочерёдно делить свою судьбу в подземном мире.

Ход драмы 27.06.2005

Инанна гуляет по небу и земле. Начинаются ухаживания Энкимду и начало романтических отношений. Думузи в своем доме вместе с сестрой; говорит ей о любви к Инанне. Гештинанна решает подружиться с Инанной; они общаются, гуляют. Уту и мать Инанны настаивают, что ей пора замуж. И говорят, за кого именно. Сам Думузи достаточно пассивен, все предоставляет своей сестре. Энкимду говорит о том, что все против него. Нингаль устраивает свадьбу дочери и Думузи. Инанна сообщает Энкимду, что все равно готова с ним встречаться. Энкимду выражает озабоченность происходящим, но на намеки никак не реагирует.

Супружество Инанны и Думузи. Гештинанна тоже рядом с братом. Инанна в беспокойстве и ищет чего-то, но сама не знает чего. Ее все отговаривают от каких-либо решительных поступков, но случайно напоминают о существовании Эрешкигаль и ее Преисподней. Инанна вспоминает о своей сестре и решает отправиться к ней, на поминки мужа. Какое-то время она не решается приблизиться к дверям Преисподней, но они ее будто завораживают. Наконец она туда входит. Ее встречает привратник, заставляет встать на колени, а затем снимает по очереди все семь амулетом, предметов силы. Инанна сообщает Эрешкигаль, зачем пришла, и та в гневе убивает пришедшую взглядом. Потом Инанну вешают на крюк .

В отсутствие Инанны начинает умирать все живое. Гештинанна в беспокойстве, которое только усиливается. Ниншубур просит помощи у Энлиля и Нанны , но соглашается помочь только Энки. Он делает человечков и дает им воду и пищу жизни. Человечки идут в Подземный мир. Эрешкигаль разрешает забрать Инанну только взамен за часть воды и пищу жизни и человечки делятся ею. Они оживляют Инанну, дают ей одеться и уводят. Вслед за ней идет и один из аннунаков.

Боги городов не хотят идти вместо Инанны. Один сопротивляется и говорит, что он тут ни при чем, второй умоляет пощадить. Инанна входит в свой дом, где сидит Думузи. И тот вдруг начинает ее упрекать в том, что она его не любит и никогда не любила… Инанна в ярости отдает Думузи аннунакам.

Думузи является в мир Эрешкигаль. Та его вначале убивает своим взглядом, как положено в этом мире, затем воскрешает и предлагает стать своим мужем. Думузи соглашается. В этот момент к вратам Преисподней является Гештинанна и выпрашивает у Эрешкигаль право заменить брата, хотя бы на полгода.

Впечатления участников

Инанна

1. Сцена свадьбы

Инанна на небе - легкая, счастливая, молодая по ощущениям и мировосприятию. Юношеское "море по колено", ощущение своей красоты, радости и силы - почти физическое, как продолжение тела за границу кожи. Сила - близкая к животной, воспринимаемая почти как сила мышечная.

Инанне стало скучно на небе - мало людей, ничего не происходит. Тут пожаловал Уту, и на правах брата начал убеждать, что мне надо замуж. Эта идея меня шокировала и испугала - замуж я не хотела и не верила, что мне это нужно. Но брату я верила безоговорочно и "загрузилась" его идеей, что мне нужно замуж.

Когда я-Инанна спустилась на землю, стало веселей - меня любили, меня обожали, я чувствовала внимание к небесной богине буквально отовсюду. Меня тут же окружила любовь - я встретила Энкимду. Это было очень здорово, очень солнечно и приятно. И желание предаться любви… Когда появился Думузи, он меня напугал. Своей чужеродностью, тем, что он другой (Энкимду был свой). И тем не менее, мне льстило чисто по-женски его ухаживание. Сестра Думузи мне тоже понравилась.

Когда мама и брат снова начали ко мне подступать с идеей брака, мне стало дурно - я вообще не хотела замуж за одного человека, я чувствовала, что я могу быть женой многих мужей и хотела реализовать это на практике. Поэтому решение выйти замуж так и не стало моим решением. И потому я была к нему так равнодушна - оно было решением матери и брата и имело отношение к их жизни, а не к моей. Замуж я не хотела.

У меня было четкое ощущение, что мать должна меня обмануть, что она сама выберет мне жениха - того, кто нравится ей, со мной не считаясь. Но если бы Энкимду в какой-то момент не отстранился от ухаживаний, я могла бы выйти замуж за него - и вот моей матери пришлось бы тогда подумать, как выдать меня за правильного жениха.

Уже потом я поняла, что моя Инанна - из той песни о свадьбе, где Уту сам все приготавливает, а Инанна смотрит на приготовления, ничего не делает и спрашивает, для кого это все приготовлено. А ей отвечают: для Думузи, и все. Никакого романа, сватовства, одно только решение.

Однако, выйдя замуж, я ощутила большую свободу: никто за мной не бегал со словами "выбери мужа", не давил на психику, и я вдруг ощутила, что могу делать все что угодно. Меня, конечно, задела и обескуражила обида Энкимду - я же предлагала ему себя! - а он обиделся и не оценил. Инанна такого не понимает. Радоваться должен был!

2. Нисхождение

Началось все ощущением недостачи, мучительного беспокойства. Что-то происходило в мире, я не знала что. Я чувствовала, что нужно сделать что-то - и попыталась понять, что. Рефреном звучащие вокруг слова "не пускать ее!" меня изрядно раздражали. Муж для меня никаким авторитетом не был, хотя пугающее чувство чужеродности потихоньку прошло. Наконец Энки сделал правильное предположение: ведь есть же нижний мир! И я поняла, что мне туда.

Надевая украшения-талисманы, я чувствовала ту же небесную, легкую и веселую силу, что и в самом начале, пока жила на небе. Я понимала, что это все может кончится не так, как я планирую, но мне не было до этого никакого дела - то есть просто не было. Это не было вызовом, это не было упрямством или подвигом - я просто шла.

Уже потом я осознала, что после свадьбы моя Инанна свернула от Афродиты к Гере и твердо двинулась по этому пути. Меня стали волновать вопросы не любви, но власти; секс не был самоцелью, а скорее орудием для достижения целей - как Гера пользуется поясом Афродиты.

И вот я подошла к багровым воротам в Преисподнюю, это было прекрасно и завораживающе: красный свет, тишина, граница миров . Я осмелела и пошла.

Первые ворота, первый сорванный талисман - я испугалась, я засомневалась, я чуть было не двинулась назад - но решила все-таки идти вперед, потому что, вернувшись назад, я все равно не знала, как жить дальше.

Когда сорвали повязку, было чувство ужаса, унижения, умаления меня - но в последний раз. Далее я шла, ничего не чувствуя, пока под конец, когда меня уже раздели, не почувствовала ненависть: я ей ничего не сделала, я просто пришла, я не напала, не стала подчинять царство, а меня просто так унизили, бросили, раздели!!

А потом я умерла, и ничего не стало.

И тут наступил один из самых удивительных моментов в этой истории: мои "посмертные видения". Это было не похоже на обычное пребывание между сном и явью; я как бы размышляла о своей жизни наверху, как бы видела это, проживала заново, снова размышляла... в какой-то момент меня даже перестало волновать, что происходит там, наверху. Второй глюк, не такой приятный - мне казалось, что я лежу неустойчиво и стоит мне расслабиться, как я упаду, подо мной регулярно покачивались (или мне казалось, что покачиваются) стулья. В общем, состояние подвешенности между небом и землей я ощутила…

А потом меня оживили. Единственное, что я ощущала - это тупую дикую радость, ни единой мысли не было в моей голове. Если бы мне не сказали одеться, я бы рванула прямо так, и не знаю, когда бы очухалась. У меня не было никаких идей о том, что я выиграла, или не выиграла - просто радость.

Вернувшись на землю, я ощущала себя частью подземного мира - наверно, потому, что рядом были демоны, и кто-то должен был уйти. Мне не хотелось, мне просто претило отдавать богов других городов - я испытывала к ним сострадание.

И, конечно, совершенно не в тему были выяснения отношений, которые затеял Думузи, и его позиция тоже показалась мне не выдерживающей критики: он был женат на мне, на самой лучшей богине, превыше всего, чего может желать мужчина - и он меня в чем-то обвиняет! Он предъявляет мне претензии! Он же сам так этого хотел, сам так рвался получить меня замуж - а теперь в чем-то обвиняет?! И тут я сказала "взять его", и тут Инанна стала Инанной. Именно этот момент завершает процесс преобразования и ставит все на свои места.

Я видела в своем доме, смотрела на мир, чувствовала странную отстраненную опустошенность и не испытывала никаких чувств - ни радости возвращения, ни радости обладания силой, ни угрызений совести по Думузи - но и гнева не чувствовала тоже... Когда я так сидела, я вдруг поняла: Эрешкигаль с Думузи договорятся. Я просто знала это - а может, это знала та часть меня, которая принадлежала нижнему миру.

Мне снова нужно было понять, кто я, и я прогулялась в верхний мир, подошла к воротам нижнего... Я чувствовала в себе эти багровые ворота, внутри, светящиеся, приоткрытые. Я чувствовала небо - но по очереди с подземным миром, и потому чуть менее ярко... Я поняла, что приобретает и что теряет тот, кто объединяет в себе три мира.

И главное, потеплело мое отношение к Думузи. Я знала, что наконец-то не буду слегка презирать его - это путешествие сделает его мне равным, настоящим богом, и мне будет приятно находиться рядом с ним. Иногда. Если бы он пришел, я бы сказала что-нибудь в таком роде: "Ты все еще сердишься на меня? Ты все еще считаешь, что я поступила с тобой неверно, совершила зло? Но посмотри - ты же приобрел больше, чем потерял! Ты замужем за мной, лучшей из богинь, ты прошел испытания и обрел через них силу; ты умер и воскрес, ты приобрел вторую жену в подземном мире, силой не уступающую мне... Разве ты пострадал от того, что с тобой случилось?"

3. Сон

Он приснился мне уже на Кипре, прошло что-то около недели с момента мифодрамы. Во сне фигурировала моя сестра, которая "дважды стала Инанной" (по словам самого этого сна). Сначала она сбежала с каким-то парнем, которого в нашей семье (богатой и снобистской) ни за что не считали; отсутствовала целый год, потом пришел ее муж, уже разбогатевший, и сказал: "Не волнуйтесь, она у меня". Мы тут же начали заявлять на нее права, хотя бы пообщаться, в общем, началась суета... Потом что-то происходит, кто-то на нее покушается, кажется, и она сбегает с каким-то другим парнем. Они оказываются в пустыне, но здесь я уже не сестра, а как бы сама главная героиня... Они (мы) находят лужу, сестра говорит: "это священный водоем Инанны, нужно выпить воды, это пустыня, другой воды нет". Она (я) пьет из него - до сих пор на языке страшный вкус этой воды: теплая, вонючая, рыжая, скользкая, гнилая, совершенно отвратительная вода.

В результате она спасается, выходит из пустыни, а ее спутник погибает, а моя сестра "становится Инанной" во второй раз. "Научившись за счет мужчин выживать и решать свои проблемы", цитата из сна.

Гештинанна

1. Первое и отчетливое чувство - я люблю своего брата. Но его пассивность в отношениях с Инанной меня удивляла. То есть мне было интересно подталкивать эти отношения, но было бы приятнее, чтобы брат был более активным.

Инанна мне тоже очень нравилась, и хотелось общаться с ней больше и чаще. Мне хотелось многому у нее научиться. Энкимду был мне симпатичен, но осознала я это, к сожалению, только когда первый миф был уже сыгран.

2. Ощущения от второго мифа более сильные. Дурные предчувствия начались, как только брат рассказал о своих снах. Они предвещали смерть, но ничего сделать, чтобы ее предотвратить, я не могла. Разве что ждать, и пытаться как-то веселить брата. Ведь удержать Инанну все равно было невозможно.

Когда стало ясно, что богиня не вернется из Подземного Мира, я пыталась придумать какие-то действия для смертных, гимны, обряды, жертвоприношения, которые могли бы как-то повлиять на ситуацию. Но когда Инанна вернулась, радости не было. Она вернулась другой, и демон за ее спиной меня пугал. Но и противостоять ей я не могла, ведь она намного сильнее меня. Могла только осторожно прикоснуться к Думмузи, чтобы он знал, что я рядом. А когда его уволокли в царство Эрешкигаль, я просто поняла, что не смогу это так оставить. И пошла к вратам Подземного мира, чтобы хоть как-то понять, каково ему там. И стала просить возможности увидеть его. Если бы он сказал, что ему тут хорошо, я бы ушла. Но я не могла не попытаться. Я ведь обещала ему, что что-нибудь придумаю и все исправлю. К тому же было такое странное чувство "А как же я?". Без него мне было пусто, ведь он был единственным близким мне человеком, и я не знала, что делать без него.

И когда Эрешкигаль разрешила ему бывать полгода на земле, а полгода у нее, чтобы я могла его заменять, мне стало намного лучше. Хотя о том, что мы с ним теперь не сможем видеться, я не очень думала.

Нингаль

Нингаль хотела, чтобы дочь вышла замуж - для неё это что-то вроде обретения Инанной нового статуса и необходимый этап взросления дочери. Фактически, сначала для этого - чтобы выдать дочь замуж - пришлось сначала создать ситуацию выбора, а потом ещё помочь ей сделать правильный выбор. При этом верным помощником был Уту.

Эрешкигаль

Состояние Эрешкигаль в начале мифодрамы - это полное спокойствие и удовлетворение происходящим. Даже смертью мужа. Даже собственной болью. Но это не самоистязание, а просто спокойное принятие глубины смерти и её всеобъемлющих законов.

Появление Иштар, практически, ничего не меняет. Только зря она сказала: "Я хочу разделить её боль". Таким образом, она должна была научиться и этой боли, и этому спокойствию, в чём Эрешкигаль ей и помогает. Причем, самой ей это воспринимается именно как помощь.

Что-то начинает меняться, когда в обмен на оживление Инанны, Эрешкигаль получает траву и воду жизни. Это новое, интересное и это Сила, совершенно отличная от её власти. Но восторга это не вызывает. Эрешкигаль остается такой же спокойной и холодной, как была. Всё меняется, когда в Царстве Мёртвых появляется Думузи. Эрешкигаль, действительно, влюбляется в него. Но для неё столь же важен закон ее мира, поэтому она сначала убивает его, а потом оживляет. И для нее совершенно очевидно, что чтобы Думузи оставался собой, оставался живым, ему придётся возвращаться на землю.

Вообще, ощущение волшебные. Это совершенно другое, чем Греческий Подземный мир. Эрешкигаль - ни разу не Персефона, по крайней мере, по внутренним ощущениям.

Взгляд со стороны: есть подозрение, что в таком варианте мифа происходит овладение новыми сферами жизни и силами, как для Эрешкигаль, так и для Инанны. Хотя, конечно, как сёстры они похожи на двойников. Но истории про разное, потому как и функции, и характер Богинь изначально разный.

Уту (пересказ устных впечатлений из роли)

Уту сообщил, что его участие в предстоящем супружестве Инанны было продиктовано общими представлениями о том, что "все девочки рано или поздно должны выйти замуж". За кого, имеет немного значения.

Путешествия бога Уту по Небу, Земле и Подземному миру, по словам участника, "правильно сложили" внутреннее мифологическое пространство. Это ощутилось после мифодрамы.

Энкимду

Там в самом начале было ощущение: я хочу эту красивую женщину, как некое дополнение, как красивую вещь собственного дома! То есть, по сути, там не было ощущения желания отношений. Потом это уже был вопрос принципа - вопрос мужского соперничества: я просто должен выиграть в этой игре! И только когда я понял, что я "одын, совсэм одын" и никто не поддерживает меня, и никто не поможет мне в этой ситуации - вот тогда я на все посмотрел в другом ракурсе. С одной стороны, обидно, что цель ускользает прям из-под носа, а с другой - более детальное присматривание к красивому объекту привело к тому, что пришло осознание, что как человека такую жену совсем не хочется иметь! Как любовницу - да, но как жену - нет! Слишком много всего наносного, ненастоящего, там невозможны чувства - там нет ощущения теплоты и уюта!

Потом было одиночество, но… и ощущение правильности развития событий - как будто судьба сама отвела неприятности! Вообще, бороться за отношения не сильно хотелось.

Для меня это был образ мужчины, который ищет женщину для создания семейного уюта, семьи, спокойствия. Должна ли быть там любовь с безумствами и страстями? Скорее всего, нет....



Мифодрама "Нисхождение Инанны в Преисподнюю" демонстрирует еще одну грань общемирового сюжета о временном плене прекрасного божества в царстве мертвых. Данный сценарий отличается особой архаической глубиной переживаний, конкретной ритуалистикой и, что примечательно, отсутствием патриархатного видения мира, который стал привычным впоследствии.

Данная статья посвящена методике проведения мифодрамы "Нисхождение Инанны в Преисподнюю". Дан пересказ текста исторического источника, план мифодрамы, описан конкретный опыт ее проведения и приведены психологические интерпретации образов. Используются письменные впечатления участников этой драмы.

This article is devoted to the mythodrama "Goddess Inanna & her sister Ereshkigal". We used the reconstructed plot & translated extracts of authentical texts; gave the intrapsychic interpretation of this story; showed the plan of mythodrama, described concrete experiment and attached the impressions of members of the mythodrama group.

Использованная литература

1. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. - М.: Советская Энциклопедия. - 1980. - т. 1 - 2.

2. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская литература//История мировой литературы, т.1. М; 1983.

© Бедненко Г.Б., 2005

Вернуться в "Мифодраму" | Вернуться на главную страницу