Галина Бедненко

Вёлунд - кузнец, колдун и мститель

Вёлунд - бог-кузнец, известный нам по эддической "Песни о Вёлунде" . Она считается одной из старейших дошедших до нас песен. Снорри Стурлусон не упоминает Вёлунда в числе богов. Потому все, что мы знаем, выводится из "Песни о Вёлунде", а также аналогий мифов других народов.

Вёлунд в прозаическом вступлении к "Песни" - третий сын конунга финнов. Его братьев зовут Слагфид и Эгиль. Не должна смущать здесь его "человеческая" природа. Его поведение и статус, а также кеннинги, упоминаемые в песне ("альвов хозяин"), подходят лишь для божества. Кузнец

Вёлунд - кузнец, он делает оружие и украшения. Его также называют "хозяин альвов" и "князь альвов". Альвы здесь, это либо "темные альвы", карлики - цверги, мастерящие под землей различные сокровища из металла, либо "светлые альвы", о которых на самом деле нам ничего не известно. В любом случае это существа, чье мастерство в изготовлении изделий из металлов и камней превосходит искусство людей.

Вёлунд имеет черты, характерные для богов - кузнецов других мифологий. Скажем, по совету жены Нидуда Вёлунду подрезают жилы на ногах, чтобы он не смог толком ходить и плавать. В греческой мифологии Гефест - бог кузнечного дела также хром и покалечен. Иногда полагают, что это отголосок первобытного обычая калечить кузнецов своего племени, чтобы они не могли уйти или убежать. Однако такой домысел кажется неправдоподобным. Скорее могло происходить обратное: мужчины с покалеченными ногами могли реализовать себя в кузнечном, а не военном деле.

Будучи создателем новых вещей: лучшего оружия, искусных украшений или новых полезных орудий труда, кузнец является Творцом. Он - ремесленник и художник одновременно. Он понимает и чувствует красоту вещей.

Выплавляя на огне руду, добытую из земли, кузнец ассоциируется с подземным огнем и с нижним миром. Нередко его зверем - спутником оказывается волк или собака. В большинстве мифологий кузнец является посредником между верхним, небесным миром и нижним, подземным. Однако до нас не дошло германо-скандинавских источников, подтверждающих такую сюжетную линию. Колдун

Кузнец в традиционном обществе обычно считается колдуном или шаманом. И в известном смысле это правомерно. В "Песни" Вёлунд живет на отшибе земли, в Волчьей долине, на Волчьем озере. Это место, где смыкается мир, скажем так, антропоморфный и зооморфный. Даже женщины - валькирии на берег этого озера прилетают в образе птиц - лебедей, и лишь потом принимают человеческий облик. Это отшельничество на краю света является и лучшим местом, и лучшим состоянием для колдовских занятий. Причем цели такого колдовства могут быть скорее творческими, чем корыстными.

Кузнец работает с металлами и самоцветными камнями, добываемыми из недр земли - одной из основных стихий. Он обрабатывает добытое, создавая новые творения, оружие, необходимые предметы и украшения с помощью огня - другой магической стихии. Попутно он наделяет предметы теми, или иными свойствами или характером. Потому неудивительно, что кузнецы в старые времена повсеместно считались еще и колдунами. Так в "Песне о Вёлунде" кузнец, совершив свою месть, преспокойненько улетает. То ли как Дедал, смастерив себе искусственные крылья (но это мотив неизвестный скандинавским мифам), то ли посредством сделанного им волшебного кольца. Брошенный муж

Для кузнеца, ценящего и понимающего красоту, оказываются исключительно важными отношения с женщинами. И тут, странным образом, нередко кузнец оказывается эмоционально ущербным или покинутым. Греческий Гефест женат на самой прекрасной богине - Афродите, но она часто ему изменяет и имеет детей от любых других богов и смертных, но не от него. В ответ на это, Гефест создает себе безропотных девушек - прислужниц. Вёлунд подобным же образом оказывается брошенным женой - лебедью, валькирией по имени Нездешняя.

3
Так они жили,
семь зим поживали,
зиму осьмую
не жили - маялись,
а на девятую
вовсе ушли…

5
а в Волчьей Долине
Вёлунд остался:
вправлял самоцветы
в червонное злато…
так пожидал он
свою хозяйку,
а вдруг да вернется
светлая в дом.

Мститель и насильник

"Подземный огонь" как метафора подходит и характеру кузнеца. Кузнец (и Вёлунд, и греческий Гефест) изображается терпеливым и спокойным человеком, в какой-то неожиданный для окружающих момент вдруг разгорающийся как вулкан (Вулкан - римское имя Гефеста) и тогда уже сжигающий все вокруг. Подобным образом действует и Вёлунд в эддической песне. Он полон терпения, мастерит оружие и украшения, поджидая свою жену, "вдруг" она вернется, когда на него нападают люди конунга Нидуда и берут в плен. После того, как его сокровища отнимают и себя ими украшают Нидуд и его семья, в Вёлунде уже начал полыхать яростный огонь гнева. Однако кузнец ждет подходящего момента. И когда дети конунга - два мальчика - приходят в кузницу, он:

24
головы разом
отрезал детям,
ноги засунул
под мех кузнечный,
а череп каждого,
кожу содравши,
оправил в серебро,
отправил Нидуду;

На этом Вёлунд не останавливается. Ему надо еще отомстить женщине. И жене Нидуда, которая посоветовала подрезать ему жили, и, возможно, всем женщинам вообще, после того, как его бросила Нездешняя. Он спаивает и насильно соблазняет дочь Нидуда, которая приходит к нему починить ожерелье. При этом песня повторяет лукаво-двусмысленные слова кузнеца:

27
"Так я заделаю
в золоте трещину -
даже отец твой
доволен останется,
пуще того
твоя мать возликует,
да и тебе
не меньше понравится".

Соблазнение пьяной девицы никак с ее стороны добровольным не назовешь, да и в любом случае мы знаем, что для Вёлунда это было необходимым знаковым актом мести всей семье конунга. Потому было это ничем иным, как насилием (хотя, возможно, и не изнасилованием):

41
"Правду, Нидуд,
тебе сказали:
то было с Вёлундом
у нас на острове -
а лучше бы не было! -
а час наихудший!..".

Для Вёлунда было важным сделать так, чтобы единственным возможным (ближайшим по времени и старшим) наследником конунга Нидуда стал его, Вёлунда, ребенок. Потому он говорит:

33
"клянись, что деву
казнить не станешь
и не погубишь
супругу Вёлунда,
его невесту,
тебе известную, -
дитя родит она
в твоем же доме."

К Бёдвильд, дочери конунга Нидуда, Вёлунд отнесся так, как относился Гефест к своим созданиям - прислужницам, оживленным его искусством куклам из чистого золота.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.
При использовании - сделайте ссылку.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу