Галина Бедненко

Тор - громовержец, защитник и богатырь

Тор (Донар) - древнегерманский бог грома, бурь и плодородия. В скандинавской мифологии бог - защитник миров богов и людей от великанов и опасных чудовищ. Предполагают, что римский историк Тацит упоминает именно Донара под именем Геркулеса, описывая религию германцев. Таким образом, черты богатыря, совершающего подвиги могли быть присущи и древнему Донару.

Германские наемники, переняв римскую систему атрибутации дней недели к тому или иному божеству, отдали Донару четверг - день Юпитера. Это может говорить как о сходных чертах Юпитера - установителя и гаранта миропорядка в римской мифологии с Донаром, так и о высоком статусе обоих богов в глазах германских воинов.

Скандинавский Тор (использующий также имена Хлориди, Аса-Тор, Вингнир) - бог из асов и сын Земли - Ёрд или Фьёргюн. Главная жена Тора - Сив, но у него есть еще жена из великанш - Йарнсакса, от которой у него сыновья Моди ("смелый") и Магни ("сильный"). А от богини Сив у Тора есть дочь Труд.

В "Речах Высокого" говорится: "Он сильнейший изо всех богов и людей. Трудвангар ("Поля силы") зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир("Неразрушимый"). В этом чертоге пять сотен покоев и еще сорок. Он больше всех домов, что когда-либо строили люди… Есть у него и еще три сокровища. Одно из них - молот Мьёлльнир. Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен. И не диво: он проломил череп многим их предкам и родичам. И другим бесценным сокровищем владеет Тор - Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище - это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!"

Палаты Тора называются еще Трудхейм. Тора представляли рыжим бородатым силачом с молотом Мьёлльниром в руке. Молот первоначально мыслился каменным, затем железным. Это непременный атрибут Тора, как копье Одина или меч Тюра. Тора называли еще Эку-Тор, то есть "Тор с колесницей". Колесницей называлась любая повозка с двумя колесами, вместо четырех, и ведомая двумя животными.

Мифологи академического толка часто следуют воззрению Жоржа Дюмезиля, полагавшего, что богов индоевропейцев можно разделить на три функциональных класса: богов войны, богов магии и богов плодородия. Подобная классификация является слишком упрощенной для того, чтобы всерьез ей здесь тут следовать. При более пристальном взгляде оказывается, что многие скандинавские боги выполняют функции "другого класса". Тор - безусловно, бог воинов - защитников, "народных ополченцев", но его же как небесного бога - громовника, посылающего дождь на землю, молили и благословении урожая. Его символом - молотом - освящали брачные узы. Не чужда ему была и магия: он носил "пояс силы" и специальные "рукавицы" - традиционные атрибуты северных колдунов и колдуний.

Бог - громовник

Рыжебородый Тор назывался "громовиком" и считалось, что когда гремит гром - это он едет по небу в своей колеснице, а молнии, летящие с неба на землю - это и есть молот Тора. "И в тот же миг он увидел молнии и услышал сильные раскаты грома. И увидел он Тора во всем его божественном гневе: тот стремительно мчался, и, занеся свой молот, издалека метнул его в Хрунгнира". Молот Тора называвшийся Мьолльнир, как полагают, родственнен русскому слову "молния". Само имя Тора этимологически связано со словом "Гром". (Современное английское слово "thunder" - "гром", возникло от древнеанглийского имени бога - Thunor.)

Молот аса Тора был не только основным орудием для защиты богов и людей от древних сил тьмы и хаоса, но и совершенно необходимым ритуальным предметом асов. Молот является обычным атрибутом бога - громовника. А похищение этого атрибута злыми (или демонскими) силами - классическим мифологическим сюжетом. До нас дошла история о похищении великанами молота у Тора и его переодевании в невесту, чтобы этот молот заполучить обратно.

Тор ездит в повозке, запряженной двумя козлами. Имена козлов - Тангниостр и Тангриснир ("Скрежещущий Зубами" и "Скрипящий Зубами") намекают на скрежетание зубов и сам грохот грозы. В то же время козлы всегда ассоциировались с похотливостью и следовательно плодовитостью, то есть с культом плодородия. Козлы для Тора являются не только ездовыми животными, но и источником пищи. (Как вепрь Сэхримнир в Вальгалле.) Тор съедает животных на ужин, а утром они вновь целехоньки и могут бегать.

"Тор заночевал там, а спозаранку встал, оделся и, подняв молот свой, Мьелльнир, освятил им шкуры. Встали козлы, но один хромал на заднюю ногу".

Наскальные изображения в Южной Скандинавии изображают некоего бога (предположительно Тора) с топором или молотом, солярными знаками, а также козлом, который являлся животным Тора. Утверждают также, что существует явная связь культа Тора - Донара с культом дубовых деревьев. Дубовые рощи и отдельные деревья часто посвящали богам - громовержцам - Зевсу, Юпитеру, даже славянскому Перуну.

Защитник и богатырь

Тор в скандинавской мифологии прежде всего занимается тем. что защищает Мидгард (мир людей) и Асгард (мир животных) от ётунов - великанов из Утаграда (внешнего пространства). Тора называли: "недругом и истребителем великанов и великанш".

Большинство сюжетов, связанных с Тором, рассказывают о его путешествиях в Утгард (внешний мир, или мир великанов) и богатырских там подвигах. Как сказано в Младшей Эдде: "…он много странствовал, объездил полсвета и один победил всех берсерков, всех великанов, самого большого дракона и много зверей". И "дана ему великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее".

Тор был воином и богатырем, и до нас не дошли истории о его стычках с людьми. Возможно потому, что люди слишком слабы по сравнению с рыжебородым богом, они ему не соперники и особенно не покушаются (по крайней мере не покушались ранее) на устои миропорядка в отличие от жутких чудовищ. Благодаря этому обстоятельству, Тор считается союзником и помощником людей в их борьбе и противостоянии что непосредственным врагам, что "силам тьмы". Тор воспринимался защитником человеческих родов и кланов, а также принадлежащей им освоенной земли. Благословение Тора требовалось при переезде на новое место или строительстве новой усадьбы. Имя Тора употреблялось чуть ли не в большинстве исландских имен времен переселения и гораздо поздних, вплоть до окончательного укоренения христианства. Так Тор своим именем как символом мог благословить судьбу и отдельно взятого человека.

Вполне возможно, что германские и скандинавские искатели приключений и путешественники, отправлявшиеся в неизвестные земли особенно через большие водные просторы подозревали, что могут навсегда покинуть людской мир и оказаться, например, в стране ётунов. А в стране великанов, "чужаков" и прочей нечисти, лучшей защитой мог стать молот Тора, в данном случае - его символ. (Впоследствии его свойства перенимает "крест животворящий".)

Знак молота Тора считался самым верным "общим" талисманом, предохраняющим от несчастий и неведомых сил. Рунические надписи на могильных камнях также часто содержали знак Тора и его имя. Древние скандинавы верили (или знали) в существование некромантов, то есть колдунов так или иначе использовавших в своем волшебстве части умерших людей или их целиком. И знак молота Тора и само имя бога могло предохранить покойника от кощунственного употребления.

Противник великанов и чудовищ, соперник Ёрмунганда

Сохранились (или были наиболее популярны) истории про Тора, встречающего себе соперников равных или превосходящих по силе. Это великан Скрюмир, он же Утгарда-Локи, и змей Ёрмунганд. Сцены "рыбалки Тора" в которой он пытается подцепить на крючок ни кого иного, а Мирового Змея были очень распространены на рунических камнях. Современному человеку трудно объяснить подобное пристрастие. Но и сейчас описание той "знаменитой рыбалки" впечатляет:

…Спросил он у Хюмира, что им будет приманкой, Хюмир же велел ему самому раздобыть себе приманку. Тогда возвращается Тор туда, где приметил он стадо коров, принадлежащих Хюмиру. Выбрал он самого большого быка по прозванию Вспоровший Небеса, отрубил ему голову и пошел с ней к морю…

Мировой Змей заглотнул бычью голову, а крюк впился ему в небо. И когда Змей почувствовал это, он рванулся так яростно, что кулаки Тора ударились о борт. Разгневался тогда Тор, и возросла в нем сила аса. Он уперся, да так, что пробил ногами дно лодки и стал на морское дно, а Змея подтащил к самому борту. И можно смело сказать, тот не видал страшного зрелища, кому не довелось видеть, как Тор вперил глазищи в Змея, а Змей уставился на него, извергая яд…

Сказывают, что великан Хюмир весь переменился в лице, побледнел и испугался, как увидал он Змея и перекатывающиеся через лодку волны. И в то мгновенье, как Тор схватил свой молот и занес его в воздух, нащупал он нож и перерезал на борту лесу Тора, так что Змей погрузился в море… Тор, размахнувшись, ударил Хюмира по уху кулачищем так, что тот свалился за борт, только пятки мелькнули. Тор же вброд добрался до берега…

Здесь сочетается терпение и тщательная подготовка к намеченному делу, проведение его, сдерживание непереносимой ярости и затем выплескивание своей силы и гнева. От этого описания веет некоей давно забытой "молодецкой удалью", духом противоборства на грани всех существующих и мыслимых сил, действительно ощущением пределов этого мира.

В Конце Мира Тор сражается со змеем Ёрмунгандом, убивает его, но и умирает сам, отравленный укусами змея. Борьба бога-громовника со змеем - традиционна для индоевропейской мифологии. Так Тор является богом - драконоборцем. Другое дело, что сам Тор принадлежит тому порядку, где этот Змей необходим и они сосуществуют вместе, и умирают одновременно. Здесь нет убийства Змея солнечным богом или богом - громовником с последующим установлением нового, "правильного", мирового порядка. То, что Тор - бог рыжий и, соответственно, рыжебородый может указывать на его изначальную связь с солнцем.

С другой стороны Тор борется со змеем, который окружал весь мир - то есть служил границей (в отличие от Дерева - структуры) всему мыслимому миру. Функция змея была сходна со службой Тора, обходившего границы Срединного мира людей и мира богов, противопоставленных Утгарду - миру древних великанов. Таким образом, Тор борется как будто с себе подобным. Подобным образом Один борется с Волком - Фенриром, зверем, посвященным себе же - Разрушителем.

Шаманская специфика

В путешествиях Тора в другие миры часто видят некое подобие шаманских путешествий. Его битвы там с чудовищами тоже имеют свою аналогию в шаманских практиках. Предметы, добываемые Тором: котел для Эгира, посох, пояс силы, рукавицы являются явно ритуальными предметами. Более того, принимая эту точку зрения можно найти новый смысл переодевания Тора в женскую одежду в Утгарде при возвращении своего молота. Тогда это видится шаманским обрядом, временной сменой пола или ее осмысленной имитацией.

Соперник Белого Христа

На закате "века викингов" рыжебородый "Красный Тор" становится главным противником Белого Христа, бога с Юга. Красный цвет Тора ассоциировался с яростной волей, страстью, силой, а белый цвет Христа - с добротой, справедливостью, уступчивостью. На самом деле сторонники Христа в Скандинавии насаждали свою веру не с меньшим ожесточением, чем язычники отстаивали свою. Ходили также слухи, что Тор предлагал Христу смертный поединок, но Христос отказался ("Сага о Ньяле"). Когда проповедник христианства епископ Тангбранд еле доплыл до Исландии, Стейнунн Женщина Скальд спросила у епископа, знает ли он, кто разбил его корабль, и сказала две висы:

Тор на торге чаек
Тура волн пристукнул.
Боги погубили
Барса бани Гюльви.
Знойно пустозвону
В зыбях стало рыбьих.
Знать, хранит Христос-то
Худо струй посуду.

Трудно струг Тангбрандов
Тор нес по просторам,
Дондеже ударил
Древо волн о бреги.
Утратила управу
Враз доска морская,
Ее нещадно щеплет
Пучина, как лучину.

В "Саге об Эйрике Рыжем" Торхалль Охотник сочиняет в честь Тора стихи, чтобы тот даровал ему удачу. И к берегу прибивается кит:

"Тут подошел Торхалль Охотник и сказал:

- Ну что, разве рыжебородый не оказался сильнее вашего Христа? Это я получил за стихи, которые сочинил о моем покровителе Торе. Он всегда мне помогает".

Впоследствии, однако, Иисус Христос мог наделяться эпитетами, которые раньше стандартно относились к Тору ("могучий против великанов") и крестное знамение постепенно заменяло начертание знака Молота. При том что оба знака четырехконечны, их даже могли путать. Или сознательно допускать символы обеих вер. Так христианские храмы украшались наряду с традиционной христианской символикой еще и знаками молота Тора.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.
При использовании - сделайте ссылку.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу