Галина Бедненко

"Футарк Сигрдривы" в отечественной эзотерической рунологии

В отечественной литературе по рунам можно встретить классификацию рун Старшего Футарка по так называемому Футарку Сигрдривы, излагающемуся в "Речах Сигрдривы". Обычно цитируются строфы 6-13, а остальная часть стихотворного монолога валькирии опускается. Я приведу отрывок целиком.

5
"Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

6
Руны победы,
коль ты к ней стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

7
Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд - на ногте.

8
Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

9
Повивальные руны
познай, если хочешь
быть в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

10
Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

11
Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

12
Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

13
Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

14
Стоял на горе
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

15
что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

16
лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

17
стекло и золото
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,
грудь коня Грани,
ноготь норны
и клюв совиный.

18
Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали, -
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

19
То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся знаньем
до смерти богов!

В данном (полном) отрывке упоминаются девять "классов" рун - они выделены здесь курсивом. Руны целящие, радости руны (5 строфа); руны победы (6 строфа); руны пива (7 строфа); о рунах против волшебства рассказывается в строфе 8; повивальные руны (9 строфа); руны прибоя (10 строфа); целебные руны (повторение, 11 строфа); руны речи (12 строфа); руны мысли (13 строфа).

Однако, при неполном цитировании, авторы упомянутой сногсшибательной идеи выделяют всего восемь "классов" рун (строфы 6-13), и полагают, что раз двадцать четыре легко делится на восемь, то должно быть тут говорится именно о рунах Старшего Футарка, тютелька в тютельку. Осталось только распределить руны по группам, предлагаемым в отрывке. Лучше всего, конечно, если каждая группа будет включать по одной руне из каждого атта. А порядок руны в атте просто-напросто будет совпадать с номером группы отрывка. Все логично, просто и красиво. Остается только одна загвоздка - не имеет смысла и не работает.

Авторы, поддерживающие эту теорию, настолько восторгаются ее прекрасным замыслом, настолько хотят получить ясное "послание древних", что забывают о мало - мальски трезвой проверке самой идеи. Неправда то, что если речь идет о вещах магических, то их вовсе нельзя проверить. Иногда достаточно взглянуть на вещи прямо и трезво (или просто цитировать источник целиком).

Авторы и сторонники этой теории приводят нас к существованию следующих восьми групп рун: руны победы (Фе, Хагалаз, Тюр), руны пива (Уруз, Наутиз, Беркана), руны волшебства (Турс, Иса, Эваз), повивальные руны (Анс, Йару, Манназ), руны прибоя (Райдо, Эйваз, Лагуз), целебные руны (Кано, Перт, Ингуз), руны речи (Гебо, Альгиз, Дагаз), руны мысли (Вуньо, Совелу, Одаль).

Очередное сомнение возникает, когда смотришь на эти восемь тем. Ясно, что победа, пиво, волшебство, акушерство, прибой исцеление, речь и мысль все вместе с трудом можно свести в одну смысловую систему. Эти понятия не равнозначны, не охватывают всевозможных принципов миропорядка - что по идее делает любая руническая система в целом - и, в конце концов, они частично тематически дублируются.

Еще более зудящее сомнение начинает доставать, когда смотришь, что же за руны отведены под каждую группу. И не видишь ни малейшей логики в этом. По смыслу руны во-первых мало совместимы внутри каждой группы вне зависимости от ее названия, во-вторых - конечно же - не соотносятся с названием. Понятно, что я говорю сейчас о современном толковании этих рун. (Кто-то может предположить, что когда-то давным-давно, в древние времена, мир стоял именно на этих принципах, и руны означали именно это самое и не более того… но подобные случаи мы тут не рассматриваем.)

Совершенно непонятно, почему "руны мысли" это Вуньо, Совелу и Одаль. По современным трактовкам "рунами мысли" были бы скорее Анс, может быть Манназ, даже Перт, Ингуз. А Вуньо была бы "руной победы", вместе с Совелу, а для Одаль из оставшихся групп досталась бы компания рун "повивальных" разве что. И так практически с каждой группой. То есть, даже в рамках себя самой, система не работает.

Я вообще не думаю, что скандинавским поэтам зачем-то требовалось четко зашифровывать и зафиксировать "шпаргалки" для магов будущих веков. Я не верю, что люди, сочинявшие кеннинги, "кровь" называвшие "питьем бакланов Тюра груза" (Тюр груза - это Один, его птицы - вороны, питье воронов - естественно, кровь), а коз "ланями, лакомыми до лыка", стали бы дотошно и тщательно, с математической точностью в стихах воплощать структуру рунической системы. Даже если бы некоему безумцу это пришло в голову, то часть стихов легко бы утерялась, взамен потерянных строф были вставлены несколько других.

Даже письменные тексты, переписывавшиеся веками, утрачивали часть написанного, что уж говорить о "памятниках устного творчества". Потому не имеет смысла настаивать на том, что песни Старшей Эдды были осознанно в какой-то момент созданы, дабы донести весть о смысле рун потомкам. Просто именно в таком виде эти тексты дошли до нас.

Таким образом данный отрывок является ценным поэтическим произведением, но описания рун в нем - не более, чем метафоры.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу