Галина Бедненко

Хеймдалль - страж миропорядка, первопредок и мудрец

Значение его имени довольно спорно. Возможно первый слог относится к слову heimr (мир, земля), а второй - это либо dallr (яркость, сияние), либо dalr (лук). Соотвественно, Хеймдалль тогда - "Сияние Мира", что соответствует эпитету Фрейи - Мардёлль ("Сияние Моря"), либо "Лук Мира", что ассоциируется с радугой и радужным мостом Биврёст.

Вот что сказано о нем в "Младшей Эдде":

"Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев, и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьерг, у самого моста Биврест. Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать. Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам. Так здесь об этом сказано:

Химинбьерг зовется,
там Хеймдалль, как слышно,
правит в палате;
там страж богов
сладостный мед
в довольстве вкушает."

Существовала еще песнь "Заклинание Хеймдалля". Ее цитирует Снорри Стурлуссон в той же "Младшей Эдде":

Девяти матерей я дитя,
сын девяти сестер.

Но более ничего из нее не сохранилось.

Хеймдалль - бог из асов, но "предвидящий будущее подобно ванам". У него острое зрение и слух. А его слух (по иной версии - рог) спрятан под корнями Иггдрасиля. Одно и то же слово ("hljo?") интерпретируется то как "рог", то как "слух".

О палатах Хеймдалля сказано в "Речах Гримнира"

13
Восьмой - то Химинбьёрг,
Хеймдалль, как слышно,
там правит в палате;
там страж богов
сладостный мед
в довольстве вкушает.

Перед концом мира Хеймдалль трубит в рог Гьяллахорн ("громкий рог"), призывая богов к последней битве. В "Речах Гримнира" из рога Гьяллахорн пьет мед сам Хеймдалль. В "Младшец Эдде" из рога Гьяллахорн пьет великан Мимир, хозяин источника мудрости у корней Иггдрасиля.

Таким образом является параллель - глаз Одина лежит в источнике у корней Иггдрасиля и с него пьет Мимир. Слух (рог) Хеймдалля также лежит в корнях Иггдрасиля, и из него пьет мед тот же Мимир.

В 19 веке Хеймдалля считали - персонификацией радуги, Млечного Пути, неба, зари, божеством солнечным или лунным. Его сравнивали с архангелом Гавриилом (тот тоже трубит в рог). (Хотя начало битвы под звук рога было рапспространенным обычаем на Севере, для этого совершенно необязательно было знакомиться с христианством.) Также находили параллели с зооморфными демонами - у Хеймдалля есть рога, как у козла; он всех будит на Последнюю Битву, как петух; поскольку он страж дерева, то подобен дятлу (очень странное предположение, как будто именно Хеймдалль долбит Иггдрасиль). Его противопоставляли как "бога начала" - "богу конца" - Локи.

Страж и олицетворение Мирового Дерева

Наиболее разумной оказывается гипотеза Х. Пипинга. Он полагал, что Хеймдалль - это персонификация Мирового Дерева. Девять сестер - матерей Хеймдалля - это миры, расположенные на Древе. Они - его порождение, но и его структура. То, что делает его именно таким.

Хеймдалль чуток и зорок. Он замечает малейшие нарушения в ткани мироздания. Как и ясень Иггдрасиль, который не может не реагировать на то, что происходит в мире: у его корней, на его ветвях. Возможно, звери поедающие листву ясеня и змеи, грызущие его корни - это олицетворение сил хаоса и разрушения, присутствующих и в людях, и в богах, и в великанах и прочих существ. И никто, кроме Хеймдалля и самого ясеня Иггдрасиль не замечает пока грядущей беды и разрушения мира.

35
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку - олень,
ствол гибнет от гнили.
(Речи Гримнира)

Девять матерей Хеймдалля - это могут быть и девять миров, расположенных на ясене, и девять корней Иггдрасиля:


…помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не поросшее.
(Прорицание вёльвы)

Посредник между богами и людьми

Хеймдалль стоит на мосте Биврёст, который соединяет Асгард - Двор Асов и Мидгард - Срединный Мир, где живут люди. Так Хеймдалль оказывается посредником между богами - асами и людьми. Он и посредник, и страж одновременно. Это же является функцией Мирового Дерева, которое и соединяет миры (в том числе богов и людей), и разъединяет их, определяя границы.

Первопредок и культурный герой

В прозаическом предисловии к "Песни о Риге" говорится: "Люди рассказывают в древних сагах, что один из асов, тот, которого звали Хеймдалль, шел однажды своей дорогой вдоль берега одного озера, пришел на какой-то двор и назвался Ригом." И Риг становится первопредком и культурным героем, отцом родоначальник трех социальных групп - конунгов, свободных бондов и рабов.

Риг - также странник, ведающий руны, которым он обучает сына знатных людей, простым же людям Риг дает советы. Риг таким образом определяет порядок жизни, существования и поведения разных социальных групп людей. Примечательно то, что от прабабки с прадедом - рождается Трэль (раб), от деда с бабкой - Карл (свободный человек), а от отца с матерью - Ярл (знатный человек). И только от Ярла произошел сын Кон (будущий конунг). Таким образом, Хеймдалль - Риг строит мир людей.

В то же время "Прорицание вёльвы" начинается как:

1
Внимайте мне все
священные роды,
великие с малыми
Хеймдалля дети!..

Тут вёльва обращается как будто к людям и богам. И это как минимум. Возможно, имеются в виду все "роды", живущие на земле. И тогда Хеймдалля вновь превращается в олицетворение ясеня Иггдрасиля, а не просто первопредка людей, или даже богов и людей.

Мудрец и провидец

В "Песни о Трюме" говорится о том, что Хеймдалль был способен предвидеть будущее, как и ваны. Хотя его предложение можно было бы назвать скорее удачным, чем пророческим:

15
…"Тору наденем
брачный убор!
Украсим его
Ожерельем Брисингов!

16
Связка ключей
Бренчать будет сзади,
женская скроет
колени одежда,
камней драгоценных
на грудь нацепим,
голову пышным
убором накроем!"

Соперник Локи

В "Перебранке Локи" Локи ругается с Хеймдаллем, как и со всеми другими. Хотя ничего плохого сказать о нем не может:

48
"Ты, Хеймдалль, молчи!
От начала времен
удел твой нелегок:
с мокрой спиной
на страже богов
неустанно стоишь ты".

Рассказывается (в "Младшей Эдде", а также скальдом Ульвом Уггасоном) о борьбе Хеймдалля и Локи в образе тюленей за обладание драгоценностью (поясом или ожерельем) Фрейи Брисингамен у камня Сингастейн. В переносном смысле, это, конечно же, была борьба за обладание самой Фрейей.

Начало Гибели Мира знаменуется тем, что Локи рвет свои оковы, а Хеймдалль трубит в свой рог. И в Последней Битве Хеймдалль и Локи опять сражаются и убивают друг друга. В этом нет ничего удивительного. Потому что Хеймдалль - устроитель и страж этого мира. А Локи - его "подрывник", хаотический рационализатор. Они зеркально противоположны друг другу. Потому они оба умирают с гибелью этого мира.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу