Перун

(по книге "Сказания Древних Славян" - СПб., "Респекс", 1998)

Главное место в пантеоне Владимира отводилось Перуну, богу-мироправителю, распоряжавшемуся природой, жизнью и смертью людей. Перун занимал значительное место в древнейшей мифологии. Автор "Слова об идолах" представил поклонение Перуну как третью, последнюю стадию славянского язычества, которая непосредственно предшествовала христианству. Это божество являлось как бы продолжением бога Грома, и его власть первоначально была довольно широка и расплывчата. Рука его управляла громом и молнией, люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущимися со всех четырех сторон света.

Его почитали также владыкой дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии. Подобно тому, как молниеносный Перун переходит в божество огня и определяет культ этой стихии, так Перун дождяший переходит во властителя морей, рек, и вместе с тем возникает поклонение водным источникам.

Существует легенда о происхождении жемчуга, связанная с громом небесным. Жемчуг, как полагали славяне, зарождается из отражения молнии, которое запечатлевается в глазах моллюска-жемчужницы в миг, когда тот, в страхе перед грозой, закрывает створки раковины.

По былому народному выражению, до первого грома земля не растворяется. Как ключ, вложенный в замочную скважину, снимает запоры и открывает доступ к спрятанным сокровищам, так бурав-молния, сверля горы-тучи, освобождает из них солнечный свет и дождевые потоки. Отмыкая же бочки-тучи, льет оттуда небесное вино или живую воду. Поэтому молния в поэтических народных сказаниях есть золотой Перунов ключ. Народная загадка так говорит о молнии: Дева Мария по воду ходила, ключи обронила. (Дева Мария здесь заменяет древнюю богиню Громовицу, которая, чтобы добыть дождевую воду, бросает ключ-молнию.

Та же тема так представлена в русской народной сказке. Бог грозы, уже в индоевропейской традиции, связывался с военной ролью. Известно военное назначение и Перуна, поэтому в Древней Руси его культ распространился прежде всего в княжеской среде.

Облик и оружие Перуна отождествлялись с природными явлениями: молнии - его меч и стрелы, радуга - лук, туча - одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури - дыхание, дождь - оплодотворяющее семя, рокот грома - голос. Верили, что сверкающие взоры Перуна посылают смерть и пожары. Отсюда пошла и страшная сила, приписываемая и человеческому зрению - сила сглаза.

ПЕРУН

У Перуна рост могучий,
Лик приятный, ус златой,
Он владеет влажной тучей,
Словно девой молодой.

У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.

У Перуна знойны страсти,
Но, достигнув своего,
Что любил он - рвет но части,
Тучу сжег - и нет его.

К. Бальмонт

ИДОЛ ПЕРУНА

По древнерусскому летописному описанию, голова деревянного идола Перуна была серебряной) а уши и усы - золотыми; ноги же выкованы из железа. В руке он держал нечто, похожее на громовую стрелу (молнию), которую представляли составленные вместе рубины и карбункулы.

Около идола постоянно горел костер из дубового леса. -Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, тo виновный наказывался смертью через сожжение. Многие леса и рощи были посвящены Перуну, и взять хоть сучок из них считалось равносильным смерти. Для мифов и ритуалов, связанных с Перуном, характерна их связь с дубами и дубовыми рощами (в средневековой западноукраинской грамоте упоминается "Перунов дуб") и с возвышенностями) на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. По всей древней области расселения славян существовали названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени этого божества.

Святилища Перуна имели форму цветка, что, вероятно, И связано с громовым знаком Перуна, которое напоминает колесо с шестью спицами. Именно в "лепестках" цветка-святилища и горели священные неугасимые огни-костры Перуна.

В Киеве идол Перуна был поставлен на холме, вне теремного двора, в Новгороде в 983 г., - Добрыней, - на старом священном месте, где прежде находилось некое изображение женского божества плодородия (по другим предположениям, там ранее стоял идол Рода) воздвигнутый в IX в.).

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР УНИЧТОЖАЕТ ИДОЛОВ

В 988 г., когда князь Владимир принял христианство, он повелел истребить всех кумиров. Идолы всех языческих богов были повсеместно повержены и изрублены или сожжены. Киевский идол Перуна, которому еще вчера усердно поклонялись, привязали к конским хвостам и поволокли к реке, причем двенадцать княжеских дружинников крепко колотили его палками и громко поносили последними словами. Потом его столкнули в воду и сплавляли по Днепру, подталкивая баграми, вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых его выбросило волнами на берег.

В Новгороде сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, чтобы посеять вражду между жителями двух берегов. И поплыл идол дальше, замечает летописец, "из свет во кощное, сиречь тьму кромешную". Место, где стоял идол Перуна, до сих пор называется "перынью". Некоторые русские летописи рассказывают, что долгое время потом новгородские юноши собирались в известный день и били друг друга палками. Полагают, что это делалось в воспоминание брошенной Перуном палицы.

В летописях по отношению к Перуну наблюдается некоторая двойственность: иногда он выдвигается на первое .место, а иногда теряется в общем списке больших и малых божеств. С одной стороны, именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 г. Именем Перуна клялись также дружинники Игоря, Перун и Белес упомянуты в договоре Святослава 971 г. И в тоже время, автор "Слова о полку Игореве", часто использовавший образы языческой старины, ни разу не упоминает имени Перуна. Иногда это противоречие объясняют тем, что "культ Перуна-дружинно-княжеский культ киевских Игоревичей" был прямо связан с развитием государственности, и поэтому являлся молодым, недавним культом.

Культ Перуна устанавливался силой, он оставался божеством князя и его дружины, в котором явно проглядывало - влияние пришлых варягов. У ряда восточно-балтийских племен, живших вдоль морского побережья, существовал культ бога грома, молнии и дождя Перкунаса.

Перкунасу посвящались дубовые деревья, и, когда христианские миссионеры вырубали их, местные жители открыто выражали недовольство тем. что их лесные божества подвергаются разрушению. В честь Перкунаса горели вечные огни, поддерживаемые древесиной определенных дубовых деревьев. Если такой огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева.

Когда во время засухи литовцы нуждались в дожде, в лесной чаще богу молнии обычно приносили в жертву черную телку) черного козла или черного петуха. В таких случаях огромные толпы людей собирались со всей округи, пировали и взывали к Перкунасу. Они трижды обносили кубок с пивом вокруг огня, а затем выливали жидкость в пламя, молясь богу о ниспослании дождя.

В Белоруссии божество, которому присущи многие черты Перуна, называли Пяруна. Искусственно созданный пантеон князя Владимира оказался княжеским) дружинным, а не всенародным, поэтому и просуществовал он недолго - всего восемь лет. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ Перуна, очень быстро сменили его на христианство.

ПЕРУН БОРЕТСЯ С ВРАГАМИ

Широко распространен сюжет борьбы громовержца со своим противником, мифическим змеем, победа над которым ведет к упорядочению мира. Среди рассказов о преследовании Перуном противника особый интерес вызывает тот, что посвящен похищению жены грозного божества. Иногда указывается ее имя - Перыня. В этих сюжетах большее внимание уделяется жене, которая за измену была превращена в божью коровку, опаленную карающим огнем - молнией. Дети ее также наказываются огнем. Из семерых детей (божью коровку называют "семипятнышковой"), лишь седьмой выдерживает посланное испытание огнем. До сих пор сохранились различные заклинания, заговоры и причитания, где божья коровка выступает как существо, способное летать к богу и передавать ему просьбы людей. В старину существовал запрет убивать божьих коровок; считалось также, что она обладает магической силой, помогает рождению детей, сообщает человеку о сроке его жизни, помогает разыскивать заблудившееся стадо, предсказывает урожай и погоду, предупреждает рачительного хозяина об опасности.

Перун преследует похитившего у него жену противника, рассекает его молнией на части и разбрасывает их в разные стороны. После этого начинается дождь. В других преданиях противник громовержца крадет у Перуна коров.

Иногда утверждается, что противником Перуна являлся Белес - "скотий бог". Но как пишет Б. А. Рыбаков, построение "мифа" о поединке Перуна с Велесо-Змеем представляется совершенно неубедительным. И действительно: каким образом змей, приносящий народу беды и страдания, пожиратель людей, мог стать добрым и благожелательным божеством достатка и богатства?

ЯЗЫЧЕСКИЙ ПЕРУН - ХРИСТИАНСКИЙ ПРОРОК ИЛЬЯ

В христианское время Перун был прочно заслонен пророком Ильей, по народным поверьям, ездящим по небу в огненной колеснице. В старинной песне поется:

У нас было на сырой на земле -
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, еще огненны.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк-сударь гремит,
Наш батюшка покатывает,
Утверждает он святой божий закон.
Под ним белой храброй конь;
Хорошо его конь убран,
Золотыми подковами подкован;
Уж и этот конь не прост:
У добра коня жемчужной хвост,
А гривушка позолоченная
Крупным жемчугом унизанная.
В очах его камень-Маргарит,
Из уст его огонь-пламень горит.

Илья принял на себя многое от властителя Перуна. Как цветок Перуна (цветок папоротника - метафора молнии), по народным сказаниям, отверзает облачные скалы и криницы, и потому служит как бы ключом к затаенным в них сокровищам солнечного света и дождя, так и пророк Илья - повелитель водных источников.

Другая легенда, несомненно проникнутая языческими воззрениями, также явно отождествляет Илью-пророка с грозным Перуном.

Ильин день (20 июля/2 августа) очень торжественно праздновался по всей России со всеми признаками языческого культа. Может быть, именно этот грозовой день и был исконным днем громовержца Перуна.

Известно много примеров кровавых жертвоприношений Илье-Перуну. Во многих северных губерниях России к Ильину дню всем селом специально выкармливали быка, которого закалывали в день праздника. Подготовка к Ильину дню велась целую неделю, носившую название Ильинской.

На "глиняном календаре" древних славян, найденном на Киевщине, день Перуна - 20 июля - отмечен огромным "громовым знаком": колесом с шестью спицами. Такие громовые знаки в XIX в. часто вырезали на причелинах изб, для того чтобы предохранить их от удара молнии. Громовой знак широко использовался как оберег и на множестве Других бытовых предметах.

Борьба христианства с язычеством отразилась в былинах, сложившихся в то время при дворе Владимира Святославича, прозванного Красным Солнышком. В былинах говорится о сражениях с Идолищем Поганым. ("Поганое" - от латинского paganus - " язычник". А идолищами называли языческие храмы с идолами, то есть капища.) Идолище народным языком представлялось в виде живого существа, этаким многоголовым, как языческие боги славян, и необыкновенно увертливым чудищем. Лучшие богатыри сражались с Идолищем, но оно не хотело умирать, и на месте одной отрубленной головы тут же вырастали две, три, семь новых. Но уже было ясно, за кем победа. Кони, которых еще вчера приносили в жертву Перуну, уже проволокли прилюдно идол главного божества, привязанный к хвостам. Не понимало это только Идолище, не желавшее сдаваться.


Вернуться в "Мифы и Сказки" | Вернуться на главную страницу