Галина Бедненко

Баба Яга

Баба - Яга известна по русским народным сказкам, как старуха-ведьма, живущая в темном лесу в избушке на курьих ножках(курятина была традиционным поминальным блюдом у восточных славян), окруженной забором из шестов с человечьими черепами или человеческих костей. Внешне Баба-Яга выглядит как безобразная старуха: у нее длинные груди и нос, костяная, высохшая нога. Для тех, кто сам добирается до ее жилища, она становится проводником в иной мир, или мир мертвых. Она испытывает таких героев и помогает тем, кто выдерживает испытание (или хотя бы готов его выполнить).

Как жительница или страж иного мира, мира мертвых, Баба - Яга сама похищает людей (особенно детей) и питается их мясом. По представлениям белорусов Смерть передает души усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. Баба-Яга, по некоторым представлениям, и подвластные ей ведьмы могут питаться душами покойников и оттого становятся такими же легкими, как сами эти души.

Баба-Яга оказывается и "главной ведьмой" (и в этом качестве дублируется, имеет сестер, повелевающих силам природы и циклами смены дня и ночи). Она летает на железной ступе и когда колотит по ступе пестом. то случается гром и гроза. Баба-Яга связана с братьями - Ветрами, которыми повелевает. Так ее представляют как древнее женское грозовое божество. Это ее ипостась Яги-воительницы, и много позже принятия христианства, появляющаяся в сказках.

Следы за собой Баба-Яга заметает метлой, уже как все ведьмы. Она также связана с печью, самым главным предметом женской домашней магии в деревне (а в до-петровской Руси и в городе). Баба-Яга также пряха; она прядет нити, ткет холсты и гоняется иногда за своими жертвами с железным гребнем. Пряжа ее - знак власти над судьбами людей. Она дает герою сказки клубок волшебной нити, который приводит его туда, куда судьба велит. Как ведьме, Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи.

Полагают, что образ Яги - похитительницы людей как-то связан с древними инициациями. Однако быть в этом точно уверенными - нельзя. Похоже, исследователям хотелось скорее себя утешить чем-то, встречаясь в сказках с такой фигурой - то приветливой людоедки, то сварливой помощницы. Безусловно, Баба-Яга могла быть особенной фигурой в посвящении (или самопосвящении) славянских ведьм времен христианства. Кем именно она была в языческие времена доподлинно неизвестно. Действительно, как считал В.Я. Пропп, она могла быть архаическим женским божеством, важным в обрядах женской инициации (однако, вряд ли главенствующим - не всем женщинам стоило учиться тому, чему она могла научить). Вопрос в том. какие инициации он имеет в виду. Подростковые, по вступлению в половую зрелость? Вряд ли. Брачные испытания для невесты? Тоже маловероятно. Баба-Яга преставляет собой ипостась Старухи, из иногда принятого сейчас разделения женских божеств на Деву, Мать и Старуху. При этом, реально доживавших до возраста старух (то есть, хотя бы перешедшим грань климакса) в древние времена женщин было не так много и они по полному праву могли оказаться - или стать - колдуньями. Однако, вряд ли "бытию грозной Старухой" Баба-Яга как божество учила всех женщин достигших какого бы то ни было возраста. Однако она вполне могла быть "помощницей" обычных людей, как мужчин, так и женщин и покровительницей колдунов и ведьм, действительно связанной с колдовскими инициациями.

Бабу-Ягу исследователи связывают со образом змеи. К этому относят ее "одноногость" (вторая нога есть, но высохшая) и то, что она не ходит, а летает по небу, как "змей небесный". О.А. Черепанова даже предполагает, что так как общерусское слово "змея" не является исконным названием этого существа, а возникло в результате табуирования истинного названия змеи и связано скорее со словом "земля", по которой змеи и ползают, то значальным именем змеи было "яга".

В быличках и бывальшинах, а также поверий 19-20 вв. Баба-Яга существо не сказочное, а мифически-реальное. Она живет с дочерью Маринкой (известные легенды и былины о ведьме-Маринке, соблазнявшей Добрыню и др.) на болоте, в лесу, то есть в малодоступном месте. Они живут в доме на куриных ножках или на веретенной пятке. Одежда на Бабе-Яге белая или такая "как на ели кожа". На голове - повойник. В доме она прядет. Вне дома она быстро бегает, помогая себе помелом. Ягой-бабой, егибовой, егибицей называли в некоторых районах России в 19 веке именовали колдуний. В.Я. Пропп полагает, что даже не с приходом христианства, а еще с переходом к земледелию и земледельческой религии лесные божества становятся "нечистью", враждебными людям божествами. Так, хозяйка зверей превратилась в ведьму, пожирающую детей. И эта теория кажется очень близкой к правде. Действительно, в земледельческих культах, грозовым божеством обычно является бог-мужчина, дающий дождь изнуренной жарой и засухой земле. Баба-Яга, как грозовое божество, связана скорее с ветром. гнущим деревья к земле и грохотом. Она никак не связана с плодородием земли. Ведь для леса гроза это ветер, грохот и молнии, иногда попадающие и сжигающие деревья.


По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Вернуться в "Мифы и Сказки" | Вернуться на главную страницу