Михаил Евзлин

КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ
Предисловие В.Н. Топорова. - Москва: "Рпдикс". - 1993 - с. 191 - 201.

8. Ритуал и сознание

Ритуал работает одновременно в двух направлениях, организуя макрокосм и микрокосм. И действительно, с одной стороны, ритуал обращен к богам, а с другой - к людям. В первом случае ритуал укрепляет ""космическую" организацию, ее принцип, твердое, устойчивое место, в котором пребывает божественное и сакральное" [1] во втором - "психическую" структуру.

"Работая с хаосом", повторяя ритуально космогонию, жрец становится демиургом [2], деятельность которого состоит в приведении вещей "из беспорядка в порядок" [3]. В платоновском Тимее демиург организует космос, взирая на идеальные первообразы или архетипы, согласно которым конструируются и функционируют вещи.

К. Г. Юнг определяет архетипы как "формы без содержания", представляющие только возможность определенного типа восприятия или действия" [4]. "Архетип в самом себе есть формальный элемент, ничто иное, как facultas praeformandi, возможность, данная a priori, формы представления" [5], т. е., по сути дела, является структурным принципом, согласно которым конструируется психический объект-образ. Главная задача платоновского демиурга состоит в "перенесении" идеальных первообразов в хаотическую перво - материю, уподобляемое "отпечатыванию" формы на бесформенном [6]. Подобно демиргу, жрец "отпечатывает" на бесформенной бессознательной стихии архетипы, которые можно рассматривать как "психические" варианты идеальных праобразов.

Мифопоэтическое представление о человеке как о микрокосме предполагает, во-первых, что структура сознания должна повторять структуру космоса, и во вторых, что сознание должно структурироваться по тем же самым принципам, что и космос. Мир возникает в результате "от-печатывания" на изначальном хаосе идеальных форм и выделении из аморфного первоначала (первобытного океана, хаоса) формальных элементов (солнца, луны, неба, земли), которые, вступая между собой в структурные отношения, образуют космосистему. При этом следует отметить, что выделяясь из первобытных вод, имеющих естественную тенденция к обратному смыканию, эти элементы ограждаются [7].

Психологическим вариантом первобытных вод, из которых выделяется организованный мир, можно рассматривать коллективное бессознательное. Юнг определяет коллективное бессознательное как "объективность столь же широкую как мир". И далее: "Достаточно, чтобы бессознательное коснулось нас, чтобы мы сами стали бессознательным. Эта первобытная опасность (здесь и далее разрядка наша. - М. Е), инстинктивно замечаемая, является объектом ужаса для примитивного человека, который находится так близко к этой плероме. Его сознание, еще неуверенное, опирается на колеблющиеся основы. Оно еще - инфантильное, едва всплывшее из первобытных вод"[8]. Мифологическая "структура" понятия коллективного бессознательного более чем очевидна. Ср., например, следующее определение коллективного бессознательного, в котором оно теряет совершенно свой специфически человеческий и психологический характер: "Коллективное бессознательное, представляющее передаваемую по наследству неиндивиуальную собственность, общую всем людям и, может быть, всем животным, составляет подлинное основание индивидуальной психики" [9]. Будучи "объективностью столь же широкой как мир", коллективное бессознательное, строго говоря, должно являться основанием не только индивидуальной психики, но и вообще органической жизни, которая во всех своих формах обладает какой-то даже самой элементарной формой психической жизни, и в силу этого является органической [10].

Мифологический характер коллективного бессознательного позволяет сделать два предположения - "психологическое" и "онтологическое": 1) космогонические мифы, описывающие возникновение мира из хаоса или первобытных вод, представляют проекцию психических процессов, которые привели к возникновение сознания (микрокосма); 2) космогонические мифы описывают объективный онтологический процесс, который, с одной стороны, приводит к образованию макроструктуры (космоса), и с другой, микроструктуры (сознания).

Первое предположение представляется сомнительным. И действительно, почему и каким образом индивидуальный бессознательно-психический процесс принимает форму универсального космогонического процесса? "Перевод" объективных содержаний в субъективные образы обладает, по крайней мере, логической убедительностью, что невозможно сказать о проецировании бессознательных переживаний как объективной космогонической структуры.

Двуаспектность космогонического процесса, как имеющего своей целью создание, с одной стороны, космических объектов (макрокосма), и с другой, психических (микрокосма) с особой наглядностью представлена в философии санкхьи. "Первым продуктом развития пракрити (перво-материи. - М. Е.) является махат, или Великий. Он - основа интеллекта индивида. В то время как термин "махат" употребляется в космологическом аспекте, его синонимом, его психологическим дубликатом, относящимся к каждому индивиду, является будхи" [11]. Существенно также представление о махате как об "энергетической массе" [12].

Бесформенная "энергомасса", т. e. пришедшая в движение пракрити, в двух своих аспектах махата и будхи организуется в ходе космогонического процесса: в первом случае, как макрокосм, во втором, как микрокосм. Таким образом, процесс образования космосистемы состоит из двух "частей" - космогонии и антропогонии.

Двуаспектность творения мира подчеркивается в Книге Бытия В шестой, заключительный день творения создается человек "по образу Божию" (Быт., 1, 27), которому отдаются во владение все живые существа, сотворенные в предыдущие дни. Можно сказать, что человек в качестве "образа" создается как "психологический дубликат" объективной космологического структуры.

Сотворение человека в последний день завершает создании космосистемы, что можно интерпретировать следующим образом: "внешняя" структура макрокосма без наличия "внутренней" микрокосма не имела бы прочности, внутренней опоры [13]. Ср. космологическое значение появление человека в Метаморфозах Овидия: Отпрыск Япета, ее замешав речною водою, / Сделал подобье богов, которые всем управляют. / И между тем как. склонясь, остальные животные в землю / Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо / В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи. / Так и земля, что была недавно безвидной и грубой, / Преобразясь, приняла людей небылые обличья (Met., 1, 83-88) [14].

Сходную тему имеет, как нам кажется, и австралийский миф о Байаме и человеке: "Байаме не имел телесной формы и не чувствовал в ней нужды до тех пор, пока не пришел момент явиться существам, которых он сотворил" [15]. Весьма значимо продолжение. Байаме создает человека как "инструмент интеллектуальной мощи Великого Духа" [16]. Однако ни одно живое существо не видит человека в течение неопределенно-долгого времени ("вечности"). В мифе не объясняется, почему Байаме должен "явиться", а человек остается "невидимым". Ответ на это, как кажется, дается дальнейшим ходом событий. По причине "невидимости" человека "мир сделался темным и печальным" [17]. Объясняется это тем, что Богиня Солнца в гневе "отвратила свой взор с того времени, когда родился человек" [18]. Богиня Солнца возвращается и освещает землю в тот момент, когда животные узнают Байаме, но узнают они его только после того, как он предстал перед ними в образе человека. Можно предположить, исходя из простой последовательности событий (сотворение человека - невидимость человека - потемнение мира - появление бога в образе человека - возгорание солнечного света), что невидимость человека как образа бога является главной причиной потемнения мира. В тот момент, когда становится видимым бог (а видимым он может быть только в образе человека), возвращается солнце и мир оживает. Пребывание Бога в мире является условием его существования. Однако присутствовать в мире он может не непосредственно, поскольку не имеет никакой "телесной формы", а только в "образе". И поскольку бог присутствует в "образе", солнце светит, и мировое существование продолжается.

В вышеприведенных антропогонических мифах (библейском, овидиевском и австралийском) обнаруживается единая схема: мир обретает свою окончательную форму и функционирует, поскольку в него вносится "образ", который, отражая макроструктуру космоса, становится для нее центром-опорой. Антропогонический процесс является здесь продолжением космогонического, без которого последний остался бы незавершенным и мир был бы, действительно, подобен "воздушным пузырям", выходящим из тела Вишну [19]. В этом космогоническом и антропогоническим контексте и следует рассматривать функцию ритуала. Преодолевая энтропические тенденции в плане космологическом, ритуал одновременно организует сознание, т. е. является инструментом, посредством которого образуется микрокосм. Воспроизводя своей структурой "мировой закон" [20], ритуал воссоздает в человеке "образ Бога". Подобно платоновскому демиургу, ритуал "отпечатывает" на "первобытных водах" коллективного бессознательного архетип, в результате чего выделяется микрокосм-сознание [21].

Сознание и можно уподобить "механизму", составленного из разных "компонентов". "Материалом" сознания, как и мира, является "вода-бессознательное". В философии санкхьи для приведения в движение инертной материи (пракрити) требуется "возбуждающее" присутствие идеального начала (пуруши). "Перевод" бессознательных, т. е. существующих идеально до сознания содержаний в сознание, требует совершения ряда "операций". Другими словами, недостаточно составить "механизм", нужно его и "завести". Каким образом был приведен в действие '"механизм" сознания?

Можно предположить, что этот "механизм" сам образовался и сам "завелся". Если бы это было так, то не было бы решительно никакого объяснения повсеместно распространенным мифам об Учителе, научившем людей ремеслам и формам общественной жизни. Не исключено, что первым учителем человека, создавшим его образ, был именно ритуал, воспоминание о котором запечатлелось в коллективной памяти человечества, персонифицировавшись в образах сверхъестественных учителей.

Мы не имеем никаких эмпирических данных, которые позволили бы нам "реконструировать" то, каким образом был приведен в действие "механизм" сознания. Предлагаемая ниже "реконструкция" не претендует на достоверность. Она имеет своей единственной целью представить логически возможную схему ритуального происхождения сознания.

Сознание рождается из сопоставления. Не исключено, что первым сопоставлением было именно числовое, как наиболее очевидное. Исходя из представления о "пред-ритуале" как первичной "невербальной" форме ритуала [22], повторяющей трехчастную структуру космогонического процесса, можно предположить, что "перворитуал" состоял из трех правильных движений (три шага, троекратное поднятие рук).

Правильная троекратность ритуальных движений в какой-то момент могла быть соотнесена с некоей другой "системой", организованной согласно тождественному принципу, формируя таким образом предсознание. Предположим, что существо, которому "программно" было назначено сделаться человеком, бессознательно наблюдает или совершает некоторые телодвижения. Эти движения никак не связаны с его повседневной деятельностью, направленной исключительно на поддержание его биологического существования. Более того, они отвлекают его от повседневной деятельности и противоречат ей [23], вследствие чего должны создавать в нем напряжение, которое мы бы назвали "семантическим". Постепенно накапливаясь, оно находит разрешение в тот момент, когда кто-то из участников или наблюдателей обращает внимание, например, на три камня (само собой разумеется, что этими "естественными объектами" могут быть не только камни), расположенные не беспорядочно, а правильным рядом или равносторонним треугольником (два камня не в состоянии создать ощущение неестественности, т. е. формы: здесь требуются по меньшей мере три элемента). Неестественная правильность природных объектов связывается с неестественной правильностью ритуальных телодвижений, и таким образом на природные объекты "накладывается" ритуальная схема, преображая безразличный объект в значимый. Природный объект, воспринятый не в своей непосредственной данности, но как нечто значимое, становится первым элементом сознания и вообще принципом дальнейшего его наполнения и расширения. Сооотнесение "природного объекта" с "ритуальным действием" происходит, однако, не само собой', но с помощью "третьего элемента", позволяющего произвести эту невозможную для "естественного существа" операцию сопоставления одной "системы" с другой. Этот "третий элемент" есть архетип числа, активизируемый троекратным ритуальным повторением и в свою очередь активизирующий сознание-сопоставление со всеми вытекающими отсюда следствиями. Активизацию архетипа можно сравнить со своего рода "коротким замыканием", которое вносит "разрыв" начальное безразличие природного существования. Собственно, сознание и есть "прорыв" в изначальной гомогенности воды - бессознательного.

Резюмируя сказанное выше, схема возникновения сознания может быть представлена следующим образом. Перво-знак [24] (ритуал), природный объект и архетип вступают во взаимодействие. Излучения, которые начинают эманировать ритуальный знак и природный объект, собираются в архетипической "точке", эманирующей, в свою очередь, новую реальность (или точку) - сознание. Сознание, таким образом, можно рассматривать как синтез тройной эманации, активизирующейся, когда все три точки вступают во взаимодействие. Сами по себе точки статичны и по отдельности активизироваться не могут. Они динамизируются (вступают во взаимодействие) в результате некоего "совпадения", реализуемого при посредстве "архетипа-ритуала". С этого момента начинает "история сознания". Единственным доказательством здесь может служить ритуальность архаичного сознания. Структура есть результат определенного процесса, приведшего к ее образованию. Это означает, что ритуальная структура сознания должна свидетельствовать и о ритуальном способе его возникновения.

Примечания

[1] В. Н. Топоров, О ритуале.... цит., с. 21.

[2] Ср., например, ритуалы австралийских аборигенов, состоящие в повторении творческих актов сверхъестественных существ по устроению земли (М. Eliade, Creativita dello spirilo (Australian Religions. An Introduction), Milano 1990, pp. 84-86). [3] Платон, Тимей. 30 a.

[4] С. G. Jung, // concetto d'inconscio colleltivo, cil., p. 49.

[5] С. G. Jung, Gli aspelti psicologici dell'archetipo delta Madre, cil., p. 81.

[6] Ср. о первоматерии. принимающий идеальные формы: "Природа эта по сути своей такова, что принимает любые оттиски, находясь в движении и меняя формы под действием того, что в нее входит, и поэтому кажется, будто она в разное время бывает разной; а входящие в нее и выходящие из нее вещи - это подражания вечносущему, отпечатки по его образцам" (Тимей, 50 с).

[7] Ср. создание тверди в библейской сказании о Сотворении мира (Быт. 1, 6-7), которая должна отделять "воду от воды", а также разделение Мардуком тела Тиамат на две части: lie split her like a shellfish in two parts: I Half of her he set up and ceiled it as sky, / Pulled down the bar and posted guards. I He bade them to allow not her waters to escape (The Creation Epic, IV, 137-140, in: Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament, edited by James B. Pritchard, Princeton-New Jersey, Princeton University Press 1969). Разделяя тело Тиамат, олицетворяющей водный хаос, Мардук, во-первых, фиксирует пространственную "рамку" мира, а во-вторых, устанавливает засов с целью удержания вод, стремящихся к "смыканию".

[8] С. G. Jung, Gli arhelipi dell' inconscio colleltivo, cit., p. 20.

[9] C. G. Jung, La struttura della psiche (Die Strukiur der Seele), in: C. G. Jung, La dinamica dell' inconscio, Torino 1980, p. 170.

[10]Понятия коллективного бессознательного и архетипа в учении Юнга, возможно, еще нуждается в расшифровке С одной стороны, коллективное бессознательное определяется как сверхпсихическая "объективность", а с другой, как матрица, на которой отпечатываются архетипические образы в виде впечатлений от повторяющихся "типических ситуаций", что противоречит вышеприведенному понятию архетипа как формального принципа, согласно которому конструируется всякий образ. В этом отношении показательной является следующая работа Юнга: La strultura dellapsiche, cit., pp. 159-176.

[11] С. Радхакришнан. Индийская философия, т. II, М. 1957. с. 234.

[12] М. Eliadc, Lo Yoga. Immortalila e liberta {Le Yoga, immortalite et liberte], Firenze 1990. P.34.

[13] Ср. о значении "опоры" в космогонии "Подобно тому. как в архаичных космогонических мифах появлению человека предшествует создание твердой материальной о поры (...] и дальнейшая демиургическая деятельность по укреплению, расширению, совершенствованию и "объектному" заполнению этой основы, - так и в истории становления с о -знания человека главной задачей становится создание духовной опоры и ее последующего развития-возрастания" (В. Н. Топоров, Др.~ греч. "sem-" и др.., цит., с. 3) Космогонический и антропонический процессы, таким образом, можно рассматривать как создания ряда опор, где микрокосм-сознание является главной опорой макрокосма-объекта

[14] Цит. в переводе С. В. Шервинского по: Публий Овидий Назон, Любовные элегии Метаморфозы. Скорбные элегии. М. 1983.

[15] Baiame е l'uomo, in: // tempo del sogno. Miti australiani, Milano 1991, p. 34.

[16] lbid.,p.35.

[17] Ibid.

[18] ibid.

[19] "Миры рождаются из бесчисленных пор тела Вишну и исчезают с быстротою воздушного пузыря, лопающегося, как только он достигнет поверхности воды" (М. Eliade, Immagini е simboli {Images et symboles. Essai sur ie symbolisme magico-religiux], Milano 1993, p. 64).

[20]B. H. Топоров, О ритуале.... цит., с. 26.

[21] Ср. о значении ритуала в формировании сознания: "Можно с достаточным (хотя и неокончательным) вероятием говорить о ритуальном происхождении языка, имея при этом в виду, что именно ритуал был тем исходным локусом, где происходило становление языка как некоей знаковой системы" (В. H. Топоров, О ритуале.... цит, с 21). Формирование языка равнозначно формированию сознания, невозможность существования которого без языка как средства самовыражения представляется очевидной и не требующей доказательств

[22] В Н. Топоров, О ритуале., цит., ее. 21-22.

[23] Ритуал одновременно "отвлекает" и "привлекает" - отвлекает от "естественного" и привлекает к "неестественному". Ср. ритуалы у животных (К. Lorenz, L'anello di Re Salomone, Milano 1992), следующие аналогичному принципу: если бы рыба-боец при виде самки не окрашивалась в самые фантастические цвета (Ibid., pp. 34-35), то последняя, по всей видимости, не остановилась бы, продолжая свое естественное "безразличное" движение.

[24] Понятие "первознака" (и вообще знака) употребляется нами исключительно в космогоническом значении. Ср.: "Строительство мира начинается с расщепления пространства, через которое обнаруживается "неподвижная точка", центральная ось как принцип всякой будущей ориентации" (М. Eliade, // sacro е il profano, cit., p. 25). "Точка-центр" есть первознак, который создает и структурирует пространство.

Вернуться в "Мифологию" | Вернуться на главную страницу