Б. Беренс

ХРИСТИАН РОЗЕНКРЕЙЦ

(условные годы жизни: 1378-1484)

Из книги Б. Беренс. Вселенная духа: История и философия эзотеризма в лицах. - М.: ООО Издательство "Слово и Дело", 2001.

ДУХ ХРИСТИАНСКОГО ГНОЗИСА

На первый взгляд кому-то может показаться, что данная статья по ошибке попала не на причитающееся ей место - т. е. не на фамилию Розенкрейц, а на имя Христиан. Чтобы рассеять сомнения по этому поводу, сразу необходимо оговориться, что речь здесь идет не об "имени" и "фамилии" в общепринятом смысле, а только о внешне имитирующей их символической формуле, означающей "Христианин Розы-и-Креста". Формула эта смотрится несколько диковинно, прежде всего потому, что привычный символ христианства - крест здесь поставлен в некую связь с другим очень популярным религиозным символом - розой, отношение к которому, однако, в христианских священных книгах никак не обозначено и который в целом более характерен для символического языка дохристианской эпохи. Эта двойственность заключает в себе намек на факт "двойственного посвяшения" носителя этого имени, черпавшего свои необъятные знания и у христианских наставников, и у "языческих" мудрецов (под последними следует понимать таинственных обитателей арабского Востока). Как историческая персона, X. Р. никогда не существовал, однако легенда о нем - один из последних великих мифов христианского эзотеризма, вызвавший из небытия внушающую глубочайший душевный трепет фигуру Великого Неизвестного. Целью, предназначением этого мифа являлось в первую очередь сохранить единую линию преемственности эзотерического Гнозиса на стыке двух эпох - Средневековья и Нового времени, что представлялось особенно насущным и актуальным в раздираемой религиозными конфликтами Европе начала XVII столетия.

Именно к этому периоду времени и относятся самые первые дошедшие до нас сведения о великой миссии X. P., обнародованные в 1614 г. в немецком городе Кассель в виде небольшой книжечки под названием Fama Fraternitatis ("Слава Братства"). Подробнее об истории ее появления и последующих коллизиях будет рассказано в статье "Андреа", а пока позаимствуем из нее лишь то, что имеет отношение непосредственно к X. Р. В книге он назван потомком знатного, но обедневшего немецкого дворянского рода; свои юные годы он провел в монастыре, но, повинуясь непреодолимому внутреннему импульсу, упросил одного высокочтимого монаха взять его с собой в паломничество на Святую Землю. На пути в Иерусалим монах умер, и X. Р. продолжал свой путь в одиночестве, надеясь лишь на Бога. Случайно ему удалось узнать о существовании таинственного сообщества магов и мудрецов, еще в стародавние времена обосновавшихся в столь же таинственном городе Дамкар. Рассказы о творимых ими чудесах произвели на шестнадцатилетнего X. Р. настолько глубокое впечатление, что он отклонился от первоначального маршрута, миновал, не задерживаясь, христианские святые места и вскоре достиг этого Дамкара, где его, оказывается, уже ждали, чтобы подготовить к осуществлению предназначенной для него тайной миссии. "И с этого времени, - говорится в книге, - достижение Иерусалима стало для него менее желанным, нежели пребывание в Дамкаре".

Ему не пришлось пожалеть о сделанном выборе, так как его новые наставники в течение трех лет учили его понимать тайный язык Природы, язык той самой "Адамовой книги", о постижении смысла которой мечтали мистики всех времен и Народов. Согласно классической формуле позднейших розенкрейцеров, выражающей самую сущность розенкрейцеровского Посвящения, "человек, этот Minitus Mundus (Малый Мир), читая Liber mundi (Книгу Живой Природы), познает самого Творца, Ьога Всеединого, из его творения, тайны которого запечатлены в великой небесной Liber Theos (Книга Господа), земным отображением которой являются в свою очередь Библия и Другие священные книги человечества. Отдавая X. Р. в обучение восточным мудрецам, авторы Fama fraternitatis тем самым дают понять что ключи к подлинно духовному пониманию обеих этих книг хранятся на Востоке, безотносительно к тому факту, что Восток этот принадлежит людям иной веры. Однако напрасно было бы искать в обитателях Дамкара какие-то конкретные черты, характеризующие их как членов реальных суфийских братств или, скажем, как хранителей традиций исмаилитских "Домов Мудрости"; это - чисто спиритуальное сообщество эзотериков и тайновидцев словно бы только сейчас сошедшее с небес на грешную землю чтобы принять в свои ряды столь же идеального искателя высшей мудрости. Точно так же чуждо все человеческое и другой группе их единомышленников, обосновавшейся на противоположном конце арабского мира - в реальном на сей раз марокканском городе Фее. В Фесе X. Р. был поднят на высшую ступень посвящения, и, среди прочего, овладел секретами общения со стихийными силами и духами, доказав тем самым, что он овладел Книгой Природы не только в теории, но и на практике.

По возвращении своем в Европу X. Р. основывает около 1400 г. тайное общество своего имени, которое должно было бы стать европейским аналогом загадочного восточного братства посвященных. Первоначально это общество состояло (не считая самого X. Р.) из трех, потом - из семи человек, поклявшихся не выдавать тайну в течение ста лет; в числе прочих секретов, вывезенных X. Р. с Востока, был и секрет долголетия, так что братья вполне могли дожить до столь внушительного возраста. Под его руководством и по его проекту был построен "Дом (или Храм) Святого Духа", ставший тем сакральным центром, откуда лучи розенкрейцеровского просвещения должны были незримо распространиться по всему христианскому миру. Один раз в год братья обязательно должны были собираться вместе в этом Доме для отправления священных ритуалов, восстанавливающих их духовную силу, а также для обмена накопленным во время их миссионерской деятельности опытом.

Что же касается самого X. P., в продолжение без малого сотни лет координировавшего отсюда деятельность все увеличивавшихся в числе собратьев, то он в конце концов принял решение по собственной воле оставить этот мир, так как счел свою миссию выполненной и пожелал воссоединиться с первоисточником божественной мудрости. Его уход из жизни также был обставлен как священный церемониал, отправляемый самим же X. Р. и включающий в себя изготовление усыпальницы в тайном месте Дома и самопогребение в этой усыпальнице, в плане которой были символически отображены все три основных уровня мироздания - небесный, земной и подземный.

Все приготовления к уходу велись им в такой тайне, что собратья по Ордену оказались в назначенный срок просто поставленными перед фактом исчезновения отца-основателя Ордена, и лишь спустя какое-то время один из них, считавшийся искусным каменщиком и архитектором (так перебрасывается первый мостик к будущему "Братству Вольных каменщиков" - масонам) случайно в ходе реконструкции здания натолкнулся на подземный ход, ведущий в гробницу, а потом и на саму гробницу. В ней, помимо медных таблиц, исписанных магическими письменами, и нетленного тела X. P., была обнаружена надпись с предсказанием о "втором пришествии" X. Р. спустя 120 лет. Затем члены Братства, глубоко потрясенные и вдохновленные всем увиденным, вновь замуровали гробницу и в ожидании указанной даты вернулись к исполнению своих традиционных обязанностей "в миру".

Другой аспект розенкрейцеровской легенды изложен в Химической свадьбе Христиана Розенкрейиа, написанной уже от имени самого Великого Посвященного. В этой уникальной мини-энциклопедии средневекового оккультного символизма при помощи достаточно ясно читаемых аллегорий изображался инициатический опыт искателя вечной мудрости, видящего свою главную цель в осуществлении синтеза Божественного Откровения и научного знания, осмысленного в свете этого Откровения. Так же, как и в других Манифестах, создателями Свадьбы излагается тщательно продуманная программа творчески-созидательного преобразования человеческой личности и сферы ее жизненных интересов в духе идей розенкрейцеровской "генеральной Реформации"; не случайно сам странноватый термин "химическая свадьба" воспринимается в качестве своего рода антитезы "свадьбе мистической", описание восторгов которой сделалось к тому времени общим местом христианской квазимистической литературы, уверявшей, что "возлюбленные Бога" не нуждаются ни в каком мирском знании и что это последнее является злом, а не благом. В противоположность этому X. Р. призывает своих последователей к самому пристальному изучению "скрытой работы Природы", вне которой немыслимо истинное самопознание, ибо по его словам, именно "в человеке Природа сокрыла свой наипервейший секрет". Исходя из этого принципа, создатели Свадьбы последовательно пользуются методом параллелизма в описании внутренних психологических процессов, ступень за ступенью ведущих к полной духовной трансформации, и "скрытой работы Природы", в данном случае трактуемой как алхимическое Великое Делание (прием, кстати, уже в нашем столетии с успехом использованный в трудах М. Элиаде и К.Г. Юнга). Наивысшая стадия этого процесса ознаменована таинством посвящения X. Р. в рыцари Ордена Золотого Камня на вершине семиступенчатой башни (семерка - традиционное число Солнечного Посвящения, а золото - металл, "соприродный" Солнцу).

Здесь кончается история собственно X. Р. и начинается история розенкрейцерства, которая в свою очередь делится на два периода - "скрытый" и "открытый". Начало второму из них было положено в 10-х годах XVII столетия, т. е. примерно по истечении указанного в пророчестве срока. Поскольку по поводу первого до сих пор невозможно сказать что-либо определенное, а события вокруг публикации Манифестов и их историческая подоплека будут подробно освещены в статье Андреа, то ограничимся здесь лишь общими соображениями о природе феномена "Розы-и-Креста". Общее недоумение исследователей по поводу этого феномена хорошо сформулировал современный французский автор Л. Гюйо: "Когда приступаешь к изучению этого движения, поражаешься отсутствию исторических свидетельств, что говорит не столько о сомнительности самого факта существования этой организации, сколько о ее намеренной укорененности в мифе и легенде. В противоположность масонству, розенкрейцерство чаще всего характеризуется отсутствием явной структуры. Это великое братство действует под покровом тьмы, тайны и молчания...". "Тьма, тайна и молчание" были необходимы людям, входившим в круг Тобиаса Хесса и И.-В. Андреа, где вынашивались идеи, легшие в основу Манифестов Братства, не только для того, чтобы усилить его воздействие на воображение читателя и сделать его более восприимчивым к проповеди этих идей, но и для того, чтобы избежать всяческих нежелательных "расследований" со стороны церковных властей, поскольку последнее в христианской Европе сообщество подобного рода - Орден Тамплиеров - было под корень уничтожено Инквизицией ровно за 300 лет до обнародования Манифестов и примерно за полвека до предполагаемого рождения X. Р. Поэтому можно предположить, что, если реальная история Братства, проповедующего те же основополагающие идеи и принципы, что и тамплиеры с альбигойцами, и распространяется на период до XVII столетия, то она была подчинена настолько жестким конспиративным правилам, что говорить о фактической стороне дела, не прибегая к запрещенным приемам вроде чтения астральной "Акаша-хроники", не приходится.

О гностической, и, стало быть, "еретической" природе розенкрейцерства говорит не только легенда о X. P., отказавшемся от "святого города" Иерусалима ради таинственного Дамкара (если, кстати, правильно предположение, что "Дамкар" следует на самом деле читать как "Дамаск", то в этом случае налицо прямая линия преемственности с эзотерическими братствами Ближнего Востока первых веков н. э., иногда иносказательно именовавших себя "дамаскианами"; ср. с названием одного из основных текстов Кумранской общины - Книга Дамасского завета или Дамасский документ, про авторов которого говорится в тексте, что "это люди, вступавшие в Новый Завет в земле Дамаска"), не только эзотерическая доктрина Братства, но и само символическое обрамление этой легенды и этой доктрины, ибо роза и другие сходные с нею представители растительного мира издавна считались у гностиков символами несказанной мистической Тайны. (Напр., в Песне офитов, известной в переложении Вл. Соловьева: "Белую лилию с розой, // С алою розою мы сочетаем. // Тайной пророческой грезой // Вечную истину мы обретаем..."). Мистический культ прекрасного цветка был в высшей степени развит и у суфиев, в которых можно видеть претендентов на роль наставников X. Р. Скрытая эротическая подоснова розенкрейцеровского символизма (если рассматривать розу и крест как соответственно женский и мужской символы) также связана с ритуалами и мистериями, практиковавшимися в определенных гностических кругах, где половое соитие воспринималось как земной аналог высочайшего небесного таинства. Не следует упускать из виду, что мистические символы всегда многозначны, ибо "работают" на уровне коллективных архетипов, - так, помимо вышеуказанного значения, сочетание розы и креста может быть также истолковано и как аллегория алхимического Великого Делания (алхимия признавалась розенкрейцерами "царицей наук"; см. в этой связи хотя бы Химическую свадьбу Кристиана Розенкрейиа), и в чисто мифологическом аспекте, и иными способами.

Однако язык символов, при всей его архетипической наполненности, сам по себе чересчур абстрактен и эзотеричен и в силу этого может иметь хождение лишь в достаточно ограниченном кругу "посвященных". Когда же определенная идея или доктрина, культивируемая в этом кругу, предназначается для распространения за его пределы, - а именно это и произошло в начале XVII в. - то она должна предстать перед потенциальными адептами не в виде отвлеченной абстракции, а в более доступной для восприятия форме; иными словами, символ должен найти для себя адекватное предметное воплощение и обрести некую, хотя бы и призрачную, плоть и кровь. Именно этот механизм "опредмечивания" символа и был запушен в ход в случае с X. P., и, как показала дальнейшая история Ордена, вполне себя оправдал - X. Р. сделался неотъемлемой частью духовной истории Западной Европы, не дав распасться "великой связи времен".

Литература:

Переводы розенкрейцеровских текстов см. в изд.:

ЙЕЙТС Ф. Розенкрейцеровское просвещение, М., 1999, с. 411-442 (Fama Fraternitatis и Confessio Fraternitatis);

"Наука и религия", 1991, № 2-4 (Химическая свадьба X. P.).

ГЕНДЕЛЬ М. Лекции о христианстве розенкрейцеров, М., 1999;

КОЖЕВНИКОВ Б. Братство Креста-Розы, Пг., 1918;

МАЙЕР Р. История Грааля, М., 1997, с. 204-215 и 338-342;

ХОЛЛ М.П. Энциклопедическое изложение символической философии, Новосибирск, 1993, гл. "Доктрины и догматы розенкрейцеров" и "Химическая женитьба";

ШТЕЙНЕР Р. Мистерия и миссия Xристиана Pозенкрейца, М.: 1993.


© Б. Беренс, 2001
© ООО Издательство "Слово и Дело", 2001

Вернуться в "Мифологию" | Вернуться на главную страницу