Чудеса Девы Марии

Средневековые EXEMPLA

Из книги "Малые жанры старофранцузской литературы: Готье де Куэнси "Чудеса Богоматери". Ришар де Фурниваль "Бестиарий Любви с приложением Ответа дамы". "Великий Гримуар или Искусство заклиания духов небесных, воздушных, земных, подземных" (Сост., вступ. Ст., перевод со старофранцузского и коммент. М. Собуцкого. - Киев: КАРМЕ, 1995 - 240 с.)

О МОНАХЕ, БЛАЖЕННОЙ МАРИЕЙ СПАСЕННОМ ОТ ОБЕИХ СМЕРТЕЙ

Жил в некоем монастыре некий монах, исполнявший должность пономаря. Был же он весьма распутен и, по дьявольскому наущению, неоднократно возгорался жаром любострастия.

Однако пресвятую Богородицу возлюбил без меры и, проходя перед святым ее изображением с почтением ее приветствовал, произнося: "Славься, Мария, благости исполненная, ибо с тобой Господь'". Вблизи же монастыря протекала река, через которую названный брат переправлялся, идучи удовлетворять свои вожделения. Итак, однажды ночью, вознамерившись идти на ставшее привычным прегрешение, по обыкновению он восслал приветствие Святой Марии, а затем, отворивши двери церкви, направился к упомянутой реке. Когда же хотел перебраться через нее, дьявол столкнул его в реку, где он вскоре и погиб [смертью] утопленника. Тотчас же душу его схватили многочисленные демоны, желавшие увлечь ее в преисподнюю. Но, по благости Господа, прибыли туда и ангелы, в надежде, может быть, подать ему какое-либо утешение. Демоны же заносчиво рекли пришедшим ангелам: "Почто сюда явились? Нет в этой душе ничего вашего, ибо отдана нам по праву за совершенные ею злодеяния". Посему святые ангелы немало опечалились, вдосталь не имея добрых дел его, на кои бы могли сослаться; но се внезапно появилась святая Богородица и властно демонам сказала: "Почему, негоднейшие духи, вы эту.душу схватили?" Те отвечали: "Ибо мы нашли, что провела она свою жизнь во злодеяниях". Она ж на это: "Лживы, - рекла, - слова ваши. Ибо ведомо мне, что, куда-либо отправляясь, вначале он меня приветствовал, от меня как бы дозволение получая, а возвернувшись, то же самое проделывал. Если же скажете, что чиню я вам насилие, то давайте вынесем сие на суд верховного Царя". Покуда таковые длились между ними споры, угодно стало Господу высочайшему, чтобы, во имя Матери его святейшей, душа названного брата возвратилась в тело, дабы мог он покаяться в свершенных прегрешениях. Между тем настало время, когда [обычно] братья созывались для утреннего песнопения; а поскольку знака должного им никто не подавал, некоторые из братьев, поднявшись, отправились на поиски названного пономаря и, не находя его, дошли вплоть до реки, где его и обнаружили, утонувшего в воде. Тело из воды его извлекши, дивились, размышляя, как могло с ним это приключиться. И в то время, когда, мнения разнообразные высказывая, меж собой переговаривались, удивления достойным [неким] образом брат сей живым восстал из мертвых и поведал прочей братии, что с ним приключилось и как [возмог] он ускользнуть с помощью родительницы Божьей. И впоследствии не только тот порок, коим ранее обычно тешился, оставил, но также Господу и Матери его Святой Марии с вящим рвением служил и, в благих делах жизнь свою закончив, с миром отдал душу Господу.

О КЛИРИКЕ, БЛАЖЕННОЙ МАРИИ ПРЕДАННОМ, У КОЕГО УЖЕ УМЕРШЕГО В УСТАХ ЦВЕТОК БЫЛ НАЙДЕН

В Шартре (in carnotensium urbe) проживал некий клирик, нравом легкомысленный, мирским заботам предававшийся, а также плотским вожделениям подверженный сверх всякой меры. Он, однако, Богородицу всегда имея в памяти, как и тот, о коем прежде мы поведали, часто ангельским ее приветствовал приветствием. Когда ж он, как рассказывают, недругами был погублен, то, зная, сколь неверную (in-eligiosam) жизнь он вел, постановили, что должно его похоронить вне кладбища. Так и сделали, и зарыли сего мужа вне пределов освященного участка] (atrium) безо всякого почтения. Когда же пролежал он там тридцать дней, Пресвятая Дева, [чистейшая] из дев, пожалев его, явилась одному из клириков и так рекла: "Почему же столь несправедливо обошлись вы с моим канцлером, положив его вне пределов вашего кладбища? Когда же тот спросил, кто есть этот ее канцлер, пресвятая так ответствовала: "Сей, который вами тридцать дней тому назад был захоронен вне кладбища, служил мне преданнейше и пред алтарем меня весьма часто приветствовал. А потому отправляйтесь поскорей и тело его, забрав из недостойного места, на кладбище перезахороните". Когда же клирик всем о том поведал, те, изумившись немало, могилу отворили и во рту [у погребенного] обнаружили прекраснейший цветок, 1равно как и то, что] и язык его [был] цел и невредим, как бы готовый специально к восхваленью Господа. И уразумели все присутствующие, что служил он Господней родительнице устами своими службу, коя той была [весьма] угодна. И, перенесши тело его на кладбище, восхваляя Господа, достойно погребли его. Полагаем, что сие не только для него, но также ради нас соделала святая Богородица, дабы мы, яко о том услышавшие, возгорелись любовью к Господу и к ней самой.

О ПОВЕШЕННОМ ВОРЕ, КОЕГО ОСВОБОДИЛА БЛАЖЕННАЯ ДЕВА

Подобно тому, как рассказывает блаженный папа Григорий ^ о семи звездах-Плеядах, что они, друг друга не касаясь, тем не менее [едиными и] равными лучами свет свой излучают, так и многие на свете в разные времена являлись благочестивые (religiosi) мужи, кои Господу и пресвятой его родительнице равной преданностью и одной и той же добродетелью угодить старались. Коим подражая, некоторые, гораздо меньшими заслугами обладая, за заслуги святой Девы часто были избавляемы от мучений и души, и тела. Посему, пусть никто не усомнится оттого, что о разных [людях] мы поведаем чудеса, между собой не разнящиеся.

Жил когда-то некий вор по имени Эббон. Много раз он похищал чужие вещи, и провизиею, у других украденной, и себя и родню свою прокармливал. Однако же Святую Богородицу почитал сердечно и, даже когда на кражу отправлялся, молил ее, приветствуя всепреданнейше. И однажды приключилось, что пока чужое нечто воровал, был своими недругами неожиданно [за этим] схвачен. А поскольку он [никак] не мог очиститься от обвинения, приговором судей было постановлено, что жизнь свою закончит он в петле повешенным. И отвели его к петле без сострадания, дабы вздернут был немедленно. Когда же ноги его, повешенного, уже болтались в воздухе, се святая Дева, как угодно было ей, пришел ему на помощь, три дня святыми своими руками его поддерживала и ущерб какой-либо ему не дала претерпеть. Те же, кто повесили его, придя в то место, где висел он и из коего они ушли недавно, увидав его живым, и лик его - веселым, будто бы и не случилось ничего плохого с ним, посчитали, что петля на нем неплотно затянулась, и когда они, к нему поднявшись, в шею поразить его намеревались, то и тут святая Дева руки свои к его шее поднесла и пронзить ее не допустила. Познав же от него, что ему святая Дева помогает, изумившись немало, сняли [с виселицы] и [ради] любви Господней и Богородициной отпустили; он же, будучи отпущен, стал монахом и, покуда жив был, услужал Господу и Богородице.

О КЛИРИКЕ, КОТОРЫЙ И ЖЕНУ И ВСЕ ИМЕНИЕ ОСТАВИЛ РАДИ БЛАЖЕННОЙ МАРИИ

В округе города Пизы обретался некий клирик, каноник церкви святого Кассиана. Он, равно как многие, о коих мы поведали, ревностно святой Деве Марии, ангелов и мира целого царице, услужал и усердно пел ей часослов, каковой в те времена мало кем еще произносился. Родители его, кои были очень знатны и богаты, умерев, сей свет покинули и оставили ему немалое наследство - ибо не было у них других наследников, кроме него. Друзья же оного, придя к нему, домогались, чтоб вернулся в дом, каковой родители ему оставили, и, женившись, управлял наследными владениями. Он же, дав свое согласие, с ними отправился и, прибывши во владения своих родителей, взять решил себе жену. И, покуда все сие происходило, рвение его в служении, которое обычно посвящал святой Марии, заметно поубавилось. В день же некий, идучи на свадебное празднество ^ с супругой, каковую выбрал для себя, по дороге заглянул в некую церковь и, вспомнив об обычной службе [в честь] святой Марии, обратился с просьбой к спутникам, чтобы его немного подождали, сказав, что хочет в церковь завернуть, дабы там [Деве] помолиться. И войдя [туда], с прилежанием запел часослов святой Марии. Когда же спутники принялись убеждать его, чтобы поторопился, он оттуда не желал ступить и шагу, пока весь часослов не прочитает. И покуда в церкви он упорно оставался, явилась ему святая Богородица Мария и суровым голосом рекла: "О несправедливый, о глупейший из людей? Зачем меня, твоею дружбой [дорожившую], покинул и, другую полюбив, в сетях запутался? Ужели ты нашел другую лучшею? Говорю тебе: меня не оставляй и, презрев меня, другую в жены не бери". Этими словами свыше всякой меры перепуганный, возвратился к спутникам и сделал вид, что [по-прежнему] взаправду взять жену намерен. Итак, сыграли свадьбу по обычаю с большим веселием. Ночью же последующей он, войдя в опочивальню якобы затем, чтобы пребыть с женой, втайне ото всех из дома вышел и оставил и жену, и все, чем мог владеть; полагают, он отправился на поиски места, сподручного для служения Господу и святой Его родительнице, но куда пришел он и в каких пределах он [впоследствии] покинул свет, до сих пор никто не смог прознать. И однако никому не должно сомневаться в том, что пребывал он вплоть до самого конца под защитою святой Царицы небесной, ради которой, последовав ее убеждению, решил оставить все мирское, - с помощью Господа, которому честь и слава во веки веков. Аминь.


Copyright 2002

Вернуться в "Мифологию" | Вернуться на главную страницу