Галина Бедненко

РУССКОЕ ЕВГЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПРИ ИНСТИТУТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

Доклад, читанный на 3 курсе Историко-Архивного Института в рамках курса "История государственных учреждений и общественных организаций".

Материалы о Русском Евгеническом Обществе весьма скудны. Это прежде всего источники: опубликованные материалы самого Общества в "Русском Евгеническом Журнале", Устав общества (который, к сожалению, нам не удалось найти, несмотря на все наши старания), и монографии основателя Общества Н.К. Кольцова, непосредственно посвященные евгенике. Так же нами была использована книга его уче- ников и бывших сотрудников Института Экспериментальной Биологии Б.Л. Астаурова и П.Ф.Рокицкого, посвященная Кольцову.

Как нам представляется проблема развития евгеники в нашей стране не была изучена не только из-за каких-либо возможных официальных и неофициальных запретов, или из-за ее как бы полной несостоятельности перед лицом современной науки. Основной причиной может быть новое сознание человека послевоенного периода. Германский нацизм слишком доверился подобным экспериментам по выведению нового сверхчеловека, что привело к бесчеловечному уничтожению представителей "низшей расы".

ИНСТИТУТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

Институт Экспериментальной Биологии был основан Обществом Московского Научного Института в 1916 году. Организация была поручена профессору Университета Шанявского и Высших Женских курсов Н.К. Кольцову. После некоторых мытарств на пожертвования Г.М.Маркса был приобретен дом #41 по Сивцеву Вражку. Из сотрудников в то время были только директор и три его ассистента.

В 1917 году начат ряд исследований по применению физической химии к биологии и по генетике.

В 1918 году "материальное положение Института было поколеблено, а в следующем году еще более ухудшилось."

В 1919 году на мольбы института откликнулся Наркомзем, который спустил необходимые средства.

К 1920 году И.Э.Б. "уплотнили": в том же здании разместились Институт по Контролю Сывороток и Вакцин, а также Институт Питания. И 1 января 1920 все они вошли в состав Государственного Научного Института при Наркомземе (ГИНЗ).

Тогда в И.Э.Б. уже существовало 7 отделов: биофизический, биохимический, протистологический, гидрологический, зоопсихологический, генетический, евгенический. Считалось, что экспериментальная биология "как синтетическая наука, может рассчитывать на наибольшие успехи в областях, пограничных между установленными уже ранее науками..." (Кольцов Н.К. Институт Экспериментальной Биологии //Наука и ее работники, с 17) Еженедельно проходил Биологический коллоквий,"собрание всех научных работников Института с участием посторонних лиц." (Там же, с 18)

При институте издавался журнал "Успехи Экспериментальной биологии."

В 1925 году Институту был предоставлен трехэтажный особняк по ул, Воронцово поле, д.6, с хорошо оборудованным подвальным помещением и садом. Кое-кто из сотрудников даже жил там.

И.Э.Б. был в ведении НКЗ РСФСР до 1939 года, после чего был переведен в АН СССР и получил название Института цитологии, гистологии и эмбриологии.

РУССКОЕ ЕВГЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

вгеника - от греческого eugenes - "хорошего рода". "Учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям." (БСЭ - т.8 - С. 584)

Русское евгеническое общество было образовано в 1920 году в Москве, при Институте Экспериментальной Биологии (И.Э.Б.) и было связано с работой одного из отделов этого учереждения, Евгенического. Согласно утвержденному уставу, Общество снабжалось средствами из бюджета института.

"Одною из научных задач Института является отыскать способы экспериментального воздействия на половые клетки, при котором можно было бы , путем изменения митоза, вызвать мутационное изменение организма." (Кольцов Н.К. Русское Евгеническое Общество... С. 19) Первоначально Евгеническим отделом заведовал Ю.А.Филипченко. Но живший в Петербурге, ввиду сложностей сообщения, он вскоре сложил с себя полномочия. И заведующим стал профессор антропологии Московского Унивеситета В.В.Бунак. Он же был ученым секретарем Евгенического общества, председателем которого был Н.К.Кольцов.

Обществом было избрано бюро в составе пяти человек, куда, кроме Кольцова и Бунака входили Т.И.Юдин, Н.В.Богоявленский и А.С.Серебровский. Текущая работа Общества, скажем в 1921 году, состояла в изучении фено- и генотипов человека, в собирании и реферировании литературного материала по вопросу о значении биологических факторов в истории, в собирании литературного материала по русским семейным хроникам. Велось евгеническое обследование русских выдающихся деятелей, преимущественно писателей, разрабатывались специальные анкеты по обследованию наследственности тех или иных способностей, подготавливались евгенические экспедиции "для биологического посемейного обследования". При Обществе издавался "Русский Евгенический Журнал".

Осенью 1921 года в Нью-Йорке состоялась Вторая Международная выставка по евгенике. Участвовало 22 страны, но Россия не была представлена. Выставка проводилась по инициативе Международной Евгенической комиссии, образованной еще в 1913 году, где представителем от России, а позже и от СССР, был Н.К. Кольцов.

В 1923 году был открыт филиал Общества в Одессе, куда вошла группа ученых из 8 человек под руководством профессора Н.Н.Костямина. В том же году была создана специальная Комиссия по изучению еврейского народа, под руководством В.В. Бунака. И в связи с этим Общество пополнилось еще 6 членами. Тогда же "состоялось утверждение Устава Общества Народным Комиссариатом Внутренних Дел. Копия утвержденного Устава была препровождена в Нар. Ком. Юстиции, для напечатания во Втором Отделе Собрания Узаконений."(РЕЖ - т.2 -вып.1- С.59) В утверждении устава помогли и официальные санкции со стороны Наркомпроса и Наркомздрава. Наркомом здравоохранения был тогда И.А.Семашко, который тоже был членом Русского Евгенического Общества. Также была получена некоторая государственная субсидия, впрочем достаточно небольшая, с точки зрения членов Общества.

Так как намечавшееся "Общество евгенической пропаганды" так и не было создано, то с пропагандистскими речами выступали члены общества уже организованного. Так проводились их выступления на Всероссийской сельско-хозяйственной выставке. Также члены Общества выступали на различных съездах (съезды по охране детей и подростков, психиатрические и малярийные), где говорили об обсуждаемых темах с точки зрения евгеники.

В 1928 году было создано Общество по изучению расовой патологии и географического распространения болезней. Оно ставило своей задачей объединение под своим крылом научных работников и врачей.

Годом прекращения деятельности Русского Евгенического Общества считается 1929 год. Приведем знаменательную цитату из монографии 70-х годов: "Но когда же евгенические положения стали использовать для откровенно реакционных и даже фашистских целей, Кольцов проявил чувство гражданского долга и сам пошел на ликвидацию евгенического общества и закрытие Русского Евгенического Журнала." (Астауров, Рокицкий - С.111)

ВЗГЛЯДЫ ОТЦА-ОСНОВАТЕЛЯ РУССКОГО ЕВГЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Н. К. КОЛЬЦОВА

орода всякого вида животных и растений, а в том числе и человека, может быть изменена сознательно, путем подбора таких производителей, которые дадут наиболее желательную комбинацию признаков у потомства. Для задачи действительно изменить, облагородить человеческий род это - единственный путь, идя по которому можно добиться результатов." (Кольцов. Улучшение человеческой породы... С.7) Как научная идея подобное утверждение вряд ли может быть оспорено и сегодня. Хотя как футуристическая теория она может сейчас вызывать отвращение. Но как идея общественная, она была вполне в духе 20-х годов. И как нам кажется, далеко не только в условиях разрушаюшения порядков и традиций, которые наблюдались тогда в молодой Советской России, но и вполне в духе технократической "прогрессивной эры", которой упивался как Старый, так и Новый Свет.

В начале 20-х годов Кольцов уверенно настаивал на невозможности передачи по наследству приобретенных признаков. Но подобные положения могли входить в несоответствие с теориями, практикуемыми и утверждавшимися в науках общественных. "И до сих пор еще многие социологи наивно - с точки зрения биолога - полагают...что именно ...воздействие на среду и повышение культуры и являются лучшими способами для облагороживания человеческого рода."(Там же, С.8) Сейчас нам конечно проще согласиться с точкой зрения "наивных социологов", и с чем по сути в конце концов и согласится сам Кольцов, но все же давайте обратим внимание на евгеническую концепцию, которая сейчас кажется в лучшем случае смелым полетом фантазии, а в начале века считалась весьма перспективной проблемой.

Основная ассоциация гражданина посттоталитарного государства, возникающая при знакомстве с евгеническим проектами, это возможное прявление насилия со стороны Государства. Но люди начала 20-х годов это пока еще жители другой страны. Они не знают о тоталитаризме ни на собственном примере, ни понаслышке. Им не прийдет в голову идея о возможности вмешательства Государства в сугубо личную жизнь гражданина. Они прежде всего не поверят, что человек с этим смирится. "Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы - права выбирать супруга по собственному выбору." (Там же, С.20-21) Странная для нашего уха фраза. Мы знаем кучу других, более "емких свобод". Но ученые Советской России 20-х годов живут в своем узком мирке гипотез и экспериментов, отградившись от остального. Ради возможности работать и жить они смиряются с отсутствием, скажем, свобод демократических, да и много другого. И единственная жизненно необходимая свобода, к которой они еще могут аппелировать, это независимость в выборе себе супруга.

Хотя конечно проекты евгенической реформы зрели в головах ученых-экспериментаторов. И поскольку, как они понимали евгенический брак был бы доступен только "наиболее сознательному меньшинству" людей, то государство, по их мнению, вполне могло бы этому посодействовать. Но естественно никак не силой, а льготами и поощрениями.

Впрочем и в сочинениях Кольцова мелькают опасения по поводу возможной неосторожной евгенической политики какого-нибудь государства. "Борьба с дурной наследственностью в руках неосторожной власти может стать страшным орудием борьбы со всем, уклоняющимся в сторону отпосредственности." (Там же, С.43) Но не подумайте, что он намекает именно на Советскую власть. Евгенический проект имел для него и его сподвижников глобальный общемировой масштаб. И здесь политика любой власти в области евгеники имела бы жизненно важное, в прямом смысле, значение.

Он предполагал, что для дальнейшей эволюции человеческого типа может быть поставлен идеал такого приспособления к идеальному устройству общества, которое осуществлено у муравьев или термитов. При этом уже существующее разнообразие генетических типов должно упрочиться.И все они в равной степени должны обладать социальным инстинктом. "Вероятно найдутся такие общественные группы и партии, которые именно этот идеал евгеники признают наиболее желательным." (Там же, С.33) Кольцов говорит и о другом возможном варианте проекта, когда бы люди рождались и были бы в равной степени одаренными, и видит в противоречии этих двух подходов разницу "социалистического" и "индивидуалистического" идеалов. А "биологическая наука ни причем в разрешении этого спора." (Там же)

Все же у ученого был свой идеал Нового человека. Этот "сверхчеловек, "Homo Creator" - должен стать действительно царем природы и подчинить ее себе силою своего разума и своей воли." (Там же, С.37) Подобное представление об идеале человека, надо сказать, характерно для технократической маскулинной цивилизации.

Некоторые же мысли его о предпочтении сильных перед слабыми весьма ощутимо отзываются в нас воспоминаниями о нацистских расовых идеях."Неразумная благотворительность приходит на помощь слабым. Разумное, ставящее определенные цели евгеники, государство должно прежде всего позаботиться о сильных." (Там же, С.45)

Но по мнению Кольцова, наука не может взять на себя решение вопроса, что есть добро, и что есть зло. Наука сможет только выяснить, биологические основы морали, часть положений которой досталась от предков, часть же была приобретена в течение жизни. От различных в нравственном отношении предков потомкам досталась путаница моральных влечений.

Поскольку, по евгеническим концепциям, по наследственности могут передаваться не только болезни, психические качества, но и таланты, то особым вопросом ставилась проблема обязательной передачи талантов по наследству потомкам, а также проблема гениальности и помешательства.

"Было бы странно воспретить вступление в брак Достоевскому, Успенскому, Гаршину: наоборот, можно рассчитывать на их ценное потомство." (Там же,С.42)

"Тот, кто получил от природы талант, не должен зарывать его в землю или тратить его исключительно на себя и своих современников: он должен помнить о высокой задаче передать этот талант через свое потомство будущим поколениям." (Там же, С. 42)

Главными же несчастьями евгеники и генофонда человечества в целом Кольцов считал войну, так как умирают молодые сильные здоровые мужчины; революцию, так как погибают чаще всего тоже лучшие - homo creator; и мальтузианство - ограничение рождаемости, особенно в образованных слоях общества.

Теперь, спустя много лет, нам понятно, что с подобными взглядами власти долго бы не церемонились. И в конце 20-х - начале 30-х годов евгенические воззрения Кольцова и некоторых других биологов подверглись жестокой критике. "Кольцову подчас приписывалось то, чего он никогда не говорил, преподносились в искаженной и утрированной форме отдельные фразы или неудачные выражения из его докладов и статей." (Астауров, Рокицкий... С.98)

И к 1929 году Кольцов приходит к идее "евфеники" - улучшению физических свойств и способностей человека через систему воспитания и обучения. "Начав с принятия идей буржуазных евгеников, он пришел в конечном счете к признанию роли внешней среды, в том числе социальной, в развитии особенностей человека." (Там же, С.111)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астауров Б.Л. Рокицкий П.Ф. Н.К. Кольцов.- М.:1975

2. Кольцов Н.К. Институт Экспериментальной Биологии// Наука и ее работники - 1921 -#6 - С.17-18

3. Кольцов Н.К. Русское Евгеническое Общество при Институте Экспериментальной Биологии// Наука и ее работники - 1921- #6-С.19.

4. Русский Евгенический Журнал - 1924 -т.2 - #2

1926 -т.4 - #1-4

1929 -т.7 - #1-4

1930 -т.8 - #1

5. Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы. М.:1923

© Бедненко Г.Б., 1997


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Вернуться в "Историю" | Вернуться на главную страницу