Галина Бедненко

"Гороскоп Петра Великого"[1]

(Отрывок из диплома "Археография источников по истории астрологии в России")

Загадочной публикацией стал документ, именуемый "Гороскоп Петра Великого". История этого конкретного документа началась в 18 веке, с подачи легкой руки Миллера. История же документа по названию (почти как "мелкого жанра") началась как кажется с самого рождения сына Алексей Михайловича, при дворе которого астрологией активно баловались.

Существует письмо Иоганна Гревиуса из Утрехта от 9 апреля 1673 года. Это ответ нидерландскому посланнику в Москве Николаю Гейнзиусу, который писал И.Гревиусу 1 июля 1672 о проводимых в Москве астрологических наблюдениях в связи с рождением царевича Петра. Гревиус говорит о гороскопе младенца, составленном голландскими астрологами. "Пишешь ты, что в то самое время, когда российский князь Петр в Москве родился, нечто случилось и по течению планет примечено, то самое наши астрономы и другие, упражняющиеся в предсказаниях, как некое достопамятнейшее происшествие заметили, прибавя к тому, что в тот день рождения французский король с войском перешел реку Рейн, а турецкий султан - Днестр, при чем первой овладел четырьмя провинциями соединенных Нидерландов, а последний Подолиею и Каменцом, и тем более наши предсказатели, из известного положения планет и деяний в то время произведенных, утверждают, что новорожденный будет храбр, славен и неприятелям страшен, но все сие мне кажется происходит по случаю, и я так как и ты, мало это уважаю; да будет токмо Петр добрым пастырем, который бы грубых скифских северных народов обуздал спасительными законами." Я видела два перевода этого текста: в "Москвитянине" и у Робинсона А.Н. ("Симеон Полоцкий - астролог") Этот - из Москвитянина. Там же есть и латинский оригинал, и, думается мне, наилучшим вариантом было бы переводить этот текст самому, очередному автору статьи о гороскопе Петра Первого, так как текст Робинсона значительно отличается от вышеприведенного.

Найдены и вирши на крещение Петра, в списках 18 века. Жанр стиха genethliacon - восхваление новорожденного с предсказанием необычной судьбы. Это была придворная панегирическая поэзия.

И ты, плането Аррис и Зевес, веселися,
во наше бо сияние царевич родися.
Четвероугольный аспекут произыде,
Царевичь царствовати вовся прииде.
Четвероконечный знамя проявляет,
Яко четырми частьми мира обладает;
От Бога седмь планет естественно дадеся,
Храбрость, богатство, слава на ней поживает
И на главу царский венец полагает.

Найдены два списка этого стихотворения. И об этом в свое время писал еще Р.А. Симонов [2] . В данном случае это не так интересно. Стих насыщен астрологической символикой, которая, впрочем, не имеет никакого гороскопического значения. Ее положения не сходятся с данными карты рождения Петра. Аррис (Марс) находится не в "четвероугольном" аспекте (квадрате - 90 градусов) с Зевесом (Юпитером), а в оппозиции (180 градусов). Подобная случайная ошибка невозможна, так как между тем как аспект четвероугольный между этими планетами поменяется на оппозицию - может пройти несколько месяцев. То есть, вполне возможно, что какие-то астрологические изыскания при рождении царевича проводились. Но при дворе вряд ли это воспринималось серьезнее, чем другие умственные развлечения.

Пошла же эта историческая легенда о составлении Петру Первому гороскопа при рождении от Крекшина П.Н. (1684-1763) составившего "Сказание о зачатии и рождении... Петра Великого". Там было сказано, что в августе 1671 года великий государь царь Алексей Михайлович "соизволил совокупитися с великою государыней царицею", а Симеон Полоцкий увидел "звезду пресветлую близ Марса" и сообщил царю дату рождения и имя будущего младенца. И конечно предсказал его необычайную судьбу. "И в та его лета подобных ему в монарсех не будет; и всех бывших в России славою и делами превзойдет, вящшеми похвалами ублажен имать быти, и славу к славе пристяжати имать; чудный победоносец явится, многие от меча его соседи враждующие смирит, и толикия преславные победы содеет, елико никто от предков Ваших благочестивых государей мог содеять и страх его будет на многих; дальния страны, яко близ сущия посетит: но свои ему много в благоденствиях помешательства учинят; многие нестроения и мятежи прекратит, многие здания на море и на суше в лета его будут созданы; злых истребит, трудолюбивых же возлюбит; насадит благочестие, идеже не бысть и покой тамо приимет, и ина многая преславная деяния содеет." Сочинение Крекшина имело хождение и было издано тогда же, веке в 18. Мы воспользовались цитатою от Симонова. [3]

В 1775 году Миллер обратился в Петербургскую Академию Наук с письмом - просьбой реконструировать гороскоп Петра Великого. И в 1780 году Миллер опубликовал сообщение об этом "Один в Астрономии искусный член Санкт-Петербергеской Академии Наук (в сноске - Лексель) принял на себя сие не безтрудное упражнение, исчислил в оба времена бывшее тогда течение планет, и из взаимного притяжения и отдаления оных вывел заключения, какие по астрологическим правилам надлежало." Предполагаемым зачатием Петра Первого считался день 28 августа 1671 года (эта же дата указана у Крекшина). Датой рождения было 30 мая 1672 года по юлианскому календарю, место - Москва (для гороскопа место рождения необходимо).

Дотошными историками, в частности Симоновым, установлено, что это произошло ночью, после полуночи. Интересно то, что и в графической системе гороскопа (о которой будет рассказано в свое время), хотя и написано, что он родился в первом часу перед полуднем (hora 1 ante meridiem tempus), но местоположения планет и расположение вершин угловых домов соответствуют где-то 1 часу, 28 минутам ночи. Впрочем, считают, что для той эпохи, такая формулировка вполне могла означать и первый час после полуночи. (Эти различия могут быть связаны с особенностями русского часоисчисления, где день, например, начинался с рассвета, а не с полуночи и т.д.)

Найдена однако же рукопись этой статьи в "портфелях Миллера" (РГАДА, ф.199 №55, ч.1, д.1. лл.1-12; д.3, лл.4-6.):

"Непротивно будет видеть здесь оное астрологическое исследование и с переводом:

В 1671 году 28 августа стояние планет по правилам астрономическим было весьма благополучное. Солнце обреталось в знаке Девы, тремя планетами, Юпитером, Марсом и Меркурием окруженное, так, что Меркурий находился в собственном своем доме[4] и возвышении . Луна течения имела в знаке Скорпиона, сопровождаема будучи Венерою. Что же наипаче касается до Солнца, то такое соединение оного с планетами весьма благополучным почитается, особливо тогда, когда планеты, как здесь Юпитер и Марс, прежде Солнца восходят. А хотя соединение Марса с Солнцем собственно за благополучное предзнаменование не принимается, но как при сем случае Марс стоял в середине между Юпитером и Солнцем, то посредством Марса сила Юпитерова сообщалась Солнцу и в сем стоянии сила перехода планет Юпитера, Марса и Меркурия в Солнце собранная почиталось, что самое было предзнаменование великого и благополучного государствования. Еще раз и благополучным почитается аспект шестиугольный[5] , коим Венера и Луна стоят против Юпитера, Марса и Солнца, потому что оный значит славу, мудрость и могущество, особливо - когда Луна есть в приращении. Також и треугольный аспект[6] Венеры и Луны с Сатурном есть в числе благополучных знаков, коим противустояние[7] Сатурна с Солнцем, Юпитером, Марсом за злосчастное почитаемое, иного обессилилось и тому злосчастное сие Сатурново содействие облегчает возвратным его течением, потому что возврат показывается, что воздействие тщетное или бессильное.

Стояние планет дня 29 и 30 мая 1672 годы по мнениям астрологов частию доброе, частию худое знаменование имеется. Рассматривая наперед домы[8] , в коих планеты тогда находились, найдем, что Венера и Меркурий были в собственных своих домах [9], что есть доброе предзнаменование. Также Юпитер, находящийся в доме Меркуриевом[10] и Марс в доме Юпитеровом [11], значат благополучие. Напротив того, Солнце в доме Меркуриевом [12], Луна в доме Марсовом [13], тако и Сатурн в Марсовом доме меньше благополучия предвещают.[14] Равным образом и аспекты планет частию благополучными, а частию несколько противными являются: в том числе благополучные считаются треугольный аспект Сатурна с Луной, шестиугольный Юпитера с Меркурием, квадратный[15] Солнца с Юпитером, шестиугольный Юпитера с Меркурием, квадратный Юпитера с Луной, треугольный Марса с Меркурием. Несколько противными имеются у астрологов квадратный Сатурн с Меркурием, противостояние Марса и Юпитера, квадратный Марс с Луной, противостояние Венеры и Луны. Однако о сем точно рассуждать, не зная самого часа рождения, не можно, потребно к тому наипаче знать стояние планет в рассуждении гороскопа, то есть средины небесные, из чего предсказание о будущих приключениях человеческих чинить должны."

Благосклонный читатель изволит из последних слов сего описания увидеть, чего в дополнение астрологических гаданий о Петре Великом недостало. Недостаток сей награждается вышеприведенной разрядной записью. [Имеется в виду разрядная запись, приведенная потом в публикации, в этом же тексте отсутствующая о времени рождения Петра.] Реченный Санкт-Петербургский академик не оставил оные потому изъяснять; а хотя история Петра Великого не по астрологическим догадкам сочиняться должна; хотя и странной казаться может составить гороскоп государю столь долгое время после его кончины, однако ж важность истории Петра Великого может извинить наше любопытство, когда желаем знать сколь близко дело великого императора с астрологическими проречениями сходствовали или оным противны явились. В сем единственном намерении вместим здесь гороскоп Петра Великого, из Санкт-Петербурга нам сообщенный." Но затем Миллер перечеркивает этот текст, свой комментария и не стал все это публиковать. Когда будут опубликованы графика гороскопа и текстовый комментарий к нему у Погодина и у Полевого, то выяснится, что комментарии - совершенно разные. Прежде всего еще и потому, что в публикациях был гороскоп и трактовка гороскопа, а у Миллера только космограмма. Вполне возможно, что Лексель зделал две трактовки: космограммы, а затем и гороскопа, последняя из которых и была опубликована в 1842 году. (Бронштэн, например, считает, что вторая трактовка сделана после того, как Лексель ознакомился с астрологическими учебниками. Что неправильно. Разница между ними принципиально другая. А гороскоп действительно больше может дать "реальных прогнозов" о свойствах и качествах характера человека и где эти самые качества будут проявляться, в какой сфере. Также в поздней трактовке ничего не говорится уже о космограмме зачатия младенца. Потому, что для Миллера вообще было непонятно, как может астрология, равно как и любая другая наука вычислить или узнать другим способом зачатие. На самом же деле астрология действительно занимается вычислениями зачатия человека. Кеплер, например, вычислил дату и время своего зачатия вплоть до секунды.

Гороскоп Петра Первого, приписываемый Лекселю, был опубликован в 1842 году сразу в двух журналах: "Москвитянин" и "Русский Вестник". Натальные карты были на русском языке (у Погодина) и на латинском (у Полевого). Погодин получил этот документ от князя Оболенского (тогдашнего директора архива МИД), Полевой - от "почтенного любителя русской старины", как полагают (например, В.А. Бронштэн) В.Н. Казарина. Их подлинники до сих пор не найдены.

А вот трактовка гороскопа, данная Москвитянином, на русском языке:

"Если из какого другого рождения можно усмотреть тщету астрологии, то из этого особенно, поелику в нем многие знаменования по правилам астрологов не только посредственны, но и зловещи. Именно, многие планеты в этом рождении, как в отношении существенных, так и случайных качеств, слабы и несчастливы. Ибо что касается до светил Солнца и Луны, - то и другое из оных отдалено, и находится под влиянием лучей зловредных [16] (планет). Юпитер в ущербе[17] , и помещается в шестом кругу[18]; впрочем, родившийся под сею планетою должен быть весьма мужествен, ибо она есть властелин рождения. Упадающий Сатурн[19] и притом в двенадцатом круге, должен почитаться более слабым, нежели сильным. Остальные три планеты - Марс, Венера и Меркурий довольно хороши, ибо Венера и Меркурий находятся в собственных кругах [20] , а Марс в своем месте имеет много существенных достоинств, и вообще эти планеты, судя по кругам, не предзнаменуют худого родившемуся, если бы только Марс не был в двенадцатом.

Посему, если бы кто из известных астрологов захотел предъявить что об этом рождении, то ему должно сказать, что признаки, заимствуемые от планет Юпитера и Сатурна слабы и недействительны, а от Марса, Меркурия и Венеры сильны и весьма действенны.

Поелику же я не намерен теперь входить в точное исследование об этом рождении, то изложу только те признаки, из которых можно бы заключить о великом и благополучном царствовании. Владыка рождения сего, как я сказал, Юпитер вместе с Меркурием[21] . В рассуждении же душевного расположения, Марс участвует с Юпитером, что, говорят, означает человека мудрого, смелого, отважного, гневливого и мстительного, великодушного, словолюбивого и счастливого в достижении своих предприятий. Это предсказание, говорят, еще подтверждается соединением Луны с Сердцем Скорпиона[22] , звездою насильственною; ибо это соединение означает человека весьма смелого, который прославит свое имя, впрочем, великим будет подвержен опасностям.

Кроме того обширное и великое счастие предвещает соединение созвездия Девы (Spica Virginis), звезды благодетельной, с Фортуною[23] . Так же и из того, что Марс[24] помещается в круге Юпитера[25] , Солнце[26] в круге Меркурия[27] , и Луна[28] в круге Юпитера[29] заключают, что родившийся будет знатен, благороден, славен, и великий вождь воинский, особенно потому, что Марс управляет возвышением[30] . А что счастлив будет в своих предприятиях, и тем можно доказать, что Венера находится в своем круге, а Марс обращен к Меркурию в треугольном аспекте. Аспект Юпитера и Марса с Солнцем означают в этом рождении величие духа и благополучное царствование.

В сем рождении есть также много признаков, показывающих, что родившийся будет много путешествовать, и это потому, что Солнце находится в третьем кругу, а Луна в девятом."

Интересно то, что хотя в гороскопе, опубликованном журналами временем рождения стоит 1час перед полуднем - hora ante meridiem -- карта все же, повторюсь, составлена на 1 час 28 минут ночи.

Одна из еще больших странностей этих публикаций и их графического гороскопа в том, что система домов, использованная составителем гороскопа оказывается системой домов Алькабитиуса (см. раздел об арабской астрологии), не использовавшейся в Европе едва ли не с 15 века.

Обе публикации как бы соревновались друг с другом, но это не мешало появлению там огромной массы ошибок, связанных с незнанием астрологии, так путаются знаки и символы. Там же публиковалась и трактовка, приписываемая Лекселю, составленная на латыни. Обычно предполагалось, что и сам прилагающийся гороскоп его рук дело. Но оказалось, что данные гороскопической схемы и записки, видимо переданной Лекселем Миллеру, разнятся. Одни и те же планеты попадают в разные дома. Действительно, Лексель мог не отдавать Миллеру саму карту, которая для коллеги-академика была бы "китайской грамотой". Так что, скорей всего, сама карта является документом более раннего происхождения. И можно, вслед за некоторыми исследованиями, отнести ее к 1721 - 1725 гг. Например, потому, что именно с 1721 года Петр I стал называться императором, а этот титул указан в карте, и потому, что до года его смерти 1725 кого-то еще могли волновать предвещания его судьбы.

Впоследствии, в 1966 году, данный гороскоп был опубликован Д. Святским, пронумеровавшим дома, и внесшим в 10 дом звезду Новую. Как полагают, его смутило отсутствие объектов в этом доме, отвечающим за профессиональный успех, и он это "подправил", не смущаясь тем, что такое положение звезды от Марса несколько далековато. (Именно этот рисунок воспроизведен, со всеми историческими неточностями в комментариях, в Астрологическом Энциклопедическом Словаре, 1994 года издания.)

Новая звезда, действительно была замечена летом 1670 года, погасла к осени и вновь появилась весной 1672, а в сентябре опять угасла. Это вовсе не говорит о том, что ее заметили и учли составители гороскопа Петра. Тем более, что на момент зачатия ее видно не было.

Примечания:

[1] Об истории этого документа была мною написана и опубликована статья в журнале "Гороскоп": Бедненко Г. Петр I// Гороскоп - 1997 -- №1 - с.37-39. Данная часть работы содержит материал значительно расширенный и уточненный.

[2] Симонов Р. А. Астрологические знания в России в конце 17-нач.18 вв. // Филевские чтения. вып.6 - М.: 1994 - С. 93-98.

[3] Плужников В.И., Симонов Р.А. Астрологические предсказания, составленные на день рождения Петра I (1672) // Международные идейно-философские связи Руси (11-17 вв). - М.: 1991 - с.167-195

[4] Имеется в виду не дом, а знак - обитель планеты, Меркурий тут находится в знаке Девы.

[5] Аспект шестиугольный - секстиль, равный 60 угловым градусам. (Думается: что был сделан буквальный перевод названий этих аспектов.)

[6] Аспект треугольный - тригон, равный 120 градусам.

[7] Противустояние - оппозиция, аспект равный 180 градусам. (Перевод - калька.)

[8] Здесь опять же "домы" - это знаки, в которые попадают планеты, а не "дома" современной астрологической терминологии.

[9] Венера была в Тельце, Меркурий был в Близнецах.

[10] Юпитер в знаке Девы, который является обителью Меркурия.

[11] Марс в Рыбах, до открытия планеты Нептун, единственный властителем Рыб был Юпитер.

[12] Солнце в Близнецах, обители Меркурия.

[13] Здесь возможна ошибка. Луна в графическом опубликованном гороскопе - в Стрельце, но в 8 доме. (То есть, если бы имелся в виду "дом" современной терминологии, то это был бы именно "дом Марса", так как 8 дом соответствует Скорпиону.) Но по времени рождения, если его исчислять и дню - Луна находится все же в знаке Стрельца, а это обитель Юпитера. (Хотя, например, в графическом гороскопе допущена ошибка по поводу положения Луны в знаке, расчет оказался неточен. Это подтверждено современными компьютерными астрологическими программами, например "Almagest 3".) Марсов дом в данном случае мог быть либо знаком Овна, либо знаком Скорпиона, что никак по дню рождения невозможно.

[14] Сатурн в Марсовом доме - Сатурн тут в Овне, знаке - обители Марса.

[15] Квадратный аспект - так называемый квадрат, аспект равный 90 градусам. (1/4 окружности)

[16] В лучах зловредных планет - в аспекте к зловредным планетам, Марсу и Сатурну.

[17] Юпитер был тогда в Деве. Местом же изгнания (ущерба) Юпитера считаются Близнецы, местом падения -- Козерог. Таким образом, тут возможна ошибка.

[18] Упадающий Сатурн - в Овне.

[19] Латинское слово "domus" было переведено как "круг".

[20] Находятся в собственных домах: Венера - во 2 доме, Меркурий - 3 доме. Одновременно планеты находятся и в своих знаках - обителях: Венера - в Тельце, Меркурий - в Близнецах.

[21] Владыкой рождения считаются тут Юпитер с Меркурием. Меркурий - потому вероятно, что Солнце находится в Близнецах, обители Меркурия. Почему Юпитер - неясно. Обычно владыкой рождения считается наиболее сильная планета или планета стоящая на Асценденте.

[22] Сердце Скорпиона - звезда Антарес.

[23] Часть (или точка) Фортуны в соединении со звездой Спика из созвездия Девы.

[24] В тексте символ Марса.

[25] В тексте - символ Юпитера.

[26] В тексте - символ Солнца.

[27] В тексте - символ Меркурия.

[28] В тексте символ Луны.

[29] В тексте символ Юпитера. Марс в круге Юпитера - Марс в 9 доме (в графическом гороскопе Марс в 11 доме), Солнце в круге Меркурия - Солнце в 3 доме, Луна в круге Юпитера - Луна по тексту в 9 доме. (в графическом гороскопе она в 8 доме)

[30] Марс управляет возвышением - Марс управляет знаком Овна, который является восходящим знаком, то есть на Асценденте.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

© halina bednenko

Вернуться в "Астрологию" | Вернуться на главную страницу